Типовой договор в работе дизайнера. Риски и подводные камни

Простая пошаговая схема безопасной договорной работы дизайнера >>>
Close
Для доступа к схеме
безопасной работы дизайнера -
укажите вашу почту:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Многие дизайнеры периодически задаются вопросом – как обеспечить собственную безопасность в рамках сделок с заказчиками? Как избежать необоснованных претензий и требований? Как избежать актов потребительского экстремизма, который, как известно, в дизайн-бизнесе «цветет и пахнет».
При этом в первую очередь на ум приходит классическое заклинание «мне нужен хороший договор!». В общем-то, это утверждение абсолютно истинное. Договор действительно нужен, и – да, это должен быть исключительно хороший договор.
Однако дальше идут ошибки. Дело в том, что большинство дизайнеров неправильно понимают суть и назначение, а также порядок применения договора, поэтому не способны ответить на вопрос «какой договор является хорошим?».
Понимая это, дизайнеры обычно делают ставку на опыт своих коллег и начинают искать некие формы типовых договоров. А вот это уже ошибка, причем весьма роковая. О том, что такое типовой договор, каковы его сильные и слабые стороны, когда его можно использовать, а когда нет – мы поговорим в этой статье.

Что такое типовой договор?

Для того чтобы ответить на вопрос «что такое типовой договор?» - сначала разберемся, что такое договор в целом. Существует множество различных определений термина «договор». В первую очередь отметим, что данный термин можно использовать как минимум в двух контекстах: в контексте сделки и в контексте документа.
  • В контексте сделки «договор» - это соглашение между двумя и более лицами, в силу которого у этих лиц возникают взаимные права и обязанности. Полное юридически грамотное определение звучало бы чуть более громоздко, но здесь будет достаточно упрощенной версии. Итак, как сделка, «договор» – это соглашение сторон о взаимодействии на конкретных заявленных условиях. Например, если мы говорим о договоре на разработку дизайн-проекта, то в контексте сделки под «договором» следует понимать совокупность всех существенных условий, на которых стороны договорились работать. Это: состав проекта, этапность его разработки, сроки работ, цена работ, порядок выполнения работ, а также множество иных более или менее существенных условий. Таким образом, как сделка, «договор» - это совокупность условий, на которых стороны договорились работать друг с другом.
  • В контексте документа «договор» - это конкретный овеществленный текстовый документ, который содержит указания на все согласованные условия сделки, а также реквизиты сторон и подписи сторон, свидетельствующие о согласии каждой стороны с заявленными условиями сделки. «Договор как документ» фиксирует содержание «договора как сделки». Таким образом, как документ, «договор» - это подписанная сторонами распечатка всех условий их взаимодействия.
Итак, понятие «договор» следует трактовать как минимум с двух позиций: с позиции сделки и ее условий, а также с позиции документа, фиксирующего условия сделки. Проблема в том, что абсолютное большинство дизайнеров рассматривают договор только как документ. Для них договор – это некая «формальность, которая нужна». Иные вообще задумываются о договоре только для того, чтобы «солиднее выглядеть» в глазах клиентов. И в этом большая ошибка и тех и других.
Договор – это не вынужденная формальность и не украшение вашего бизнеса.
Договор – это совокупность условий вашей сделки, зафиксированных на бумаге.
Теперь вернемся к вопросу «что такое типовой договор?».
Следует предположить, что «типовой договор» — это некая усредненная форма договора, которая, как предполагается, подойдет каждому: либо в чистом виде, либо при условии незначительной доработки.
В идеале дизайнеры ищут такие типовые договоры, которые можно скачать, заполнить реквизиты сторон, распечатать и подписать. И на этом – якобы все: формальности позади, приступаем к работе, а к бюрократии более не возвращаемся. На самом деле это не так, использование одного лишь договора – также является грубой ошибкой, но об этом речь идет в отдельной статье.
Итак, по мнению большинства «типовой договор» — это волшебная таблетка, которая подходит всем.

Может ли существовать типовой договор для дизайнера?

Мы разобрались, что договор – это документ, который фиксирует все существенные и иные условия конкретной сделки.
Становится понятно, что главным элементом здесь является сделка и ее условия. А договор как документ – лишь фиксирует эти условия сделки.
Иными словами, сделка – первична, а документ – вторичен. Сначала определяются условия сделки, а затем они фиксируются в документе. Таким образом, сделка определяет содержание документа, а не наоборот.
Приведем аналогию, максимально близкую к практике дизайнеров. Дизайнер интерьера сначала продумывает концепцию будущего интерьера, продумывает стилистику, особенности и нюансы его оформления. И лишь затем сформировавшиеся идеи тщательно излагаются на бумаге – сначала в виде планировки, затем в форме эскизов или визуализаций, после чего уже производится точное описание проекта в совокупности чертежей и элементов рабочей документации. Получается, что идея – первична, документы, отражающие эту идею – вторичны. Идея определяет содержание документов, а не документы – идею.
С договорами ситуация примерно такая же.
Практика такова, что каждый дизайнер, каждая студия дизайна – работают по-своему. У каждого специалиста – свой формат работ, свой порядок работы, свои представления о результатах работ, свои алгоритмы взаимодействия с заказчиками.
Не существует единой унифицированной системы работы дизайнеров. Не существует единой унифицированной системы взаимодействия с заказчиками. Не существует единых унифицированных требований к результатам работы дизайнеров. А значит – не существует и не может существовать единых для всех условий сделок, так как все вышеперечисленное – это и есть условия сделки.
Учитывая, что не может существовать типовых условий сделок в сфере дизайна – то и типовые договоры в сфере дизайна, одинаково приемлемые для всех, - также существовать не могут.
Любой договор, который вы скачиваете где-то на просторах интернета, является чьим-то конкретным договором, а вовсе не типовым.
Если у вас или у вашей студии сформировался устойчивый алгоритм работы, вы можете воспользоваться услугой разработки комплектов документов для вашей работы. В этом случае мы тщательно разберем ваши алгоритмы работы и сформируем договоры и иные документы, которые в точности зафиксируют именно ваш привычный формат взаимодействия с заказчиками, а не чей-то чужой. Учитывая, что эти документы будут разработаны с учетом вашей конкретной практики, для вас они будут «типовыми», то есть при заключении каждой очередной сделки понадобится вписывать лишь значения конкретных условий и параметров (сроки, цена и пр.).
Йети, которого никто не видел, демонстрирует типовой договор на дизайн-проект, которого не существует.

Каковы риски использования "типовых договоров"?

Вероятно, многие подумают: «ну пусть мой личный формат работы немного отличается от зафиксированного в договоре, какая от этого беда?».
Ситуация, когда в договоре прописан один формат работы, а на деле применяется совсем другой, - является весьма опасной с точки зрения юридических рисков.
Если между сторонами такой сделки возникнет конфликт и дойдет до суда, то вне зависимости от причин конфликта и заявленных требований, суду понадобится выяснить – исполнялся ли договор надлежащим образом каждой стороной?
«Исполнение надлежащим образом» — это исполнение договора так, как в нем написано. Дословное исполнение. Без каких-либо отступлений.
Если будет установлено, что дизайнер исполнил договор не так, как это должно быть согласно самого договора, - дизайнер будет виноват, и к нему могут быть применены санкции. Даже если при этом на самом деле дизайнер неплохо отработал по сделке.
Кто будет виноват в этой ситуации? Суд? Заказчик? Не в коем случае. В этой ситуации виноват только дизайнер, который использовал типовой договор.
В нашей практике было множество примеров того, как дизайнеры и студии дизайна сталкивались с большими проблемами исключительно потому, что их практика не соответствовала их договору.
Итак, используя типовой договор, дизайнер буквально с первых дней исполнения сделки рискует оказаться неправым в любом споре с заказчиком.
Далее – поговорим о рисках, связанных с использованием типовых договоров в конкретных сделках.

Типовой договор на дизайн-проект

Сделка на разработку дизайн-проекта – является длящейся сделкой. Она предусматривает продолжительное по времени исполнение обязательств. Более того, в рамках исполнения сделки на дизайн-проект предполагается продолжительное взаимодействие сторон сделки – исполнителя и заказчика. Это взаимодействие выражается в согласовании наработок, приеме-передаче промежуточных и окончательных результатов работ, внесении поправок, оплате работ и совершении множества иных действий, предусмотренных договором. У каждого из этих действий есть определенный регламент, то есть – метод и алгоритм их выполнения. Совокупность таких регламентов – формирует собой общий регламент работы конкретного дизайнера или студии дизайна.
Фактически, договор на дизайн-проект призван зафиксировать общий регламент работы конкретного дизайнера. В свою очередь, типовой договор на дизайн-проект – традиционно содержит некий наиболее усредненный регламент работы, который в чистом виде не применим к каким-либо конкретным специалистом.
Так происходит потому, что в общем регламенте работы дизайнера чересчур много переменных, значения которых могут варьироваться.
Например, мы можем выделить следующие переменные:
  • Состав дизайн-проекта;
  • Состав и структура этапов работ;
  • Результаты работ по каждому из заявленных этапов;
  • Ставка оценки работ по каждому этапу;
  • Порядок оплаты работ;
  • Порядок и условия внесения правок;
  • Предельные условия внесения «бесплатных» поправок;
  • Формат и порядок передачи результатов работ;
  • Регламент приема-передачи результатов работ;
  • Регламент установления и исчисления сроков выполнения работ;
  • Регламент исключительного права на наработки и на результаты работ.
Это – далеко не полный перечень всех «переменных» договора на разработку дизайн-проекта, значения которых могут варьироваться. Очевидно, что типовой договор на разработку дизайн-проекта не способен учитывать вариации таких условий, а значит – не может быть хоть сколько-то полезен для широкого круга специалистов. Это, в свою очередь, противоречит самой трактовке термина «типовой договор».
Учитывая сказанное, представляется более правильным использование термина «образец договора на дизайн-проект», вместо «типовой договор на дизайн-проект». Действительно, каждый из «выловленных» на просторах сети договор можно рассматривать именно как некий образец договора на разработку дизайн-проектов, но никак не типовой вариант.
Впрочем, как образцы в большинстве своем они также никуда не годятся, так как составлены в основном либо самими дизайнерами, которые не разбираются в юриспруденции и договорной технике, либо юристами, которые совершенно не знакомы с внутренней «кухней» дизайн-бизнеса.

Типовой договор на авторский надзор

С типовыми договорами на авторский надзор дела обстоят еще хуже. В абсолютном большинстве таких договоров совершенно неправильно зафиксировано даже самое важное его условие – предмет договора. Так происходит, потому что в большинстве случаев любой «типовой договор авторского надзора» - это результат тщетных усилий самих дизайнеров, которые, традиционно не вполне правильно воспринимают саму услугу авторского надзора, и об этом у нас тоже есть отдельная статья.
Авторский надзор часто путают с комплексным сопровождением ремонта. И начинают прописывать в договоре миллион функций дизайнера, которые не имеют никакого отношения к авторскому надзору. А затем выдают такой документ за типовой договор на авторский надзор, вводя тем самым в заблуждение не только себя, но и сотни своих коллег-дизайнеров.
Договор на авторский надзор также состоит из «переменных», значения которых формируют некую индивидуальную модель работы дизайнера или студии дизайна. Среди таких переменных можно выделить:
  • Состав услуг авторского надзора;
  • Периодичность выполнения надзора;
  • Метод фиксации выявленных отступлений и нарушений проекта;
  • Метод донесения до заказчика информации о выявленных отступлениях и нарушениях;
  • Алгоритм оценки услуг авторского надзора;
  • Порядок оплаты услуг;
  • Регламент и условия внесения правок в проект в рамках авторского надзора;
  • Порядок приема-передачи оказанных услуг.
Это - также не окончательный список условий авторского надзора, вариации которых образуют разнообразные модели и схемы оказания услуг авторского надзора. Понятно, что никакой «типовой договор на авторский надзор» не способен предусмотреть все вариации. Более того, ни один договор не должен предусматривать все вариации схем работы. Поэтому в данном случае также уместно говорить лишь про некий образец договора на авторский надзор, но никак не про «типовые» формы.

Типовой договор на комплектацию

Комплектация – одна из самых неоднозначных услуг в арсенале дизайнера или студии дизайна. В первую очередь это связано с тем, что существует как минимум 3 варианта категорий услуги комплектации: консультационная, агентская, дилерская. Впрочем, об этом – вы можете прочесть в отдельной статье.
Следует подчеркнуть, что каждый из трех перечисленных типов комплектации предполагает использование соответствующего договора. Так, например, договор на консультационную комплектацию – является договором на оказание услуг, договор на агентскую комплектации – является агентским договором, договор на дилерскую комплектацию – является рамочным договором купли-продажи.
Разумеется, в этих условиях термин «типовой договор на комплектацию» - имеет еще меньше смысла, так как сам термин «комплектация» здесь недостаточно раскрыт.
Ошибка №1 при использовании дизайнерами типового договора на комплектацию – это использование формы договора, который не соответствует вашему типу сделки. Например, очень грубой ошибкой будет использование договора на консультационную комплектацию, если на самом деле выполняется агентская комплектация. В таком случае у дизайнера не будет никаких формальных оснований для того, чтобы брать у заказчика денежные суммы, необходимые для закупки товаров. И как следствие – дизайнер рискует столкнуться с требованием о возврате полученных денежных средств в качестве неосновательного обогащения. Разумеется, это совершенно неприемлемо, так как часто эти деньги уже давно могут быть потрачены, причем именно на товары для заказчика. В итоге может сложиться ситуация, при которой дизайнер фактически закупил товар для заказчика за свой счет.
Также, грубой ошибкой было бы использование договора на дилерскую комплектацию в случае, если на самом деле дизайнер практикует агентскую комплектацию. Последствия такой ошибки заключаются в том, что при заключении дилерского договора бремя гарантийных обязательств в отношении проданного товара ложится на самого дизайнера, в то время как в случае с агентской комплектацией – бремя ответственности за товары несут поставщики.
Таким образом, совершенно неприемлемо использовать какие-либо типовые договоры на комплектацию, шаблоны договоров на комплектацию или образцы договоров на комплектацию, не убедившись, что вы правильно понимаете суть и правовую природу собственной услуги.
Если вы хотите выполнить полную проработку и оптимизацию документооборота вашей студии дизайна – обращайтесь к нам за разработкой документов или полной правовой оптимизацией работы вашей студии.
Вывод
Типовые договоры в дизайн-бизнесе приносят больше вреда, чем пользы. Договор должен соответствовать регламенту работы студии. А у каждой студии регламент - свой.