Комплектация интерьера

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Комплектация интерьера - вторая по популярности услуга пост-проектного сопровождения, предлагаемая дизайнерами интерьеров и архитекторами. Вторая - потому что на первом месте прочно укрепился авторский надзор.
Комплектация - это давно уже сформировавшийся и укрепившийся термин. Достаточно сказать "комплектация" и сразу понятно, о чем идет речь.
Но так ли это?
Как выяснилось, - нет. Автору этих строк за многолетнюю практику правовой оптимизации деятельности сотен дизайнеров и студий дизайна довелось убедиться, что единообразного подхода к трактовке термина "комплектация" в дизайнерской среде нет. Нет единого универсального подхода к формированию конкретного состава услуг комплектации, а также порядка их оказания.
Между тем, есть и общие черты в трактовке комплектации буквально всеми дизайнерами.
К ним, прежде всего, следует отнести цель оказания этой услуги.
В качестве основных целей оказания услуги комплектации следует выделить:
  • Обеспечение закупок на наиболее приемлемых условиях с позиции цены;
  • Обеспечение закупок на наиболее приемлемых условиях с позиции качества товара;
  • Обеспечение закупок на наиболее приемлемых условиях с позиции соответствия проекту.
Иными словами, комплектатор должен обеспечить производство закупок товаров, которые в полной мере соответствуют требованиям проекта и при этом соблюдать наиболее разумное соотношение цены/качества закупок.
У каждого дизайнера формируется свой подход и методы достижения этих целей. А вместе с ними - и конкретный состав услуг комплектации.
В зависимости от действий и состава услуг комплектации, ее можно условно разделить на 3 вида:
  • Консультационная;
  • Агентская;
  • Дилерская.
Коротко рассмотрим каждый вид комплектации.
Консультационная комплектация
Самый популярный вид - консультационная комплектация. Самый популярный, так как предполагает наименьшее вовлечение дизайнера в производство закупок (в юридическом плане), в то же время - вполне позволяет достичь все ключевые цели оказания услуги комплектации: обеспечить закупки товара в соответствии с проектом и на наиболее оптимальных условиях.
Суть консультационной комплектация заключается в том, что комплектатор действует в качестве помощника-консультанта при производстве заказчиком закупок.
Наиболее общий перечень услуг консультационной комплектации обычно включает в себя следующие услуги:
  • формирование плана-графика производства закупок;
  • расчет количества материалов, необходимых к закупке;
  • поиск наиболее подходящих поставщиков на отдельные позиции товара;
  • поиск производителей индивидуальных конструкций;
  • консультирование поставщиков и производителей;
  • сопровождение заказчика при производстве закупок.
Перечень услуг не является исчерпывающим, каждый дизайнер может дополнить его на свой вкус, либо наоборот отказаться от оказания той или иной услуги.
С юридической стороны консультационная комплектация является наиболее "безопасной". Разумеется, комплектатор несет ответственность за качество оказанных услуг, в том числе за неправильные расчеты необходимого количества товара к закупке или ошибки при консультировании поставщиков. но как бы то ни было, в рамках консультационной комплектации комплектатор никогда не отвечает за сам товар, а именно здесь скрыты ключевые риски комплектации.
Брак, некомплект, дефекты, просрочки поставки - все это находится в "зоне ответственности" поставщика соответствующего товара, но не комплектатора. Поэтому консультационную комплектацию традиционно можно считать довольно "мягкой" с точки зрения правовых рисков. Однако, в корне неверным будет предположение, что рисков в консультационной комплектации нет вообще. Риски есть, и связаны они, прежде всего, с ответственностью за некачественно оказанную услугу.
Агентская комплектация
Агентская комплектация предполагает оказание тех же услуг, что и консультационная, но с дополнением одной очень важной услуги, а именно - самостоятельного производства комплектатором закупок для клиента.
Это всего лишь одна услуга, которая добавляется к составу консультационных услуг комплектации, но она в корне меняет суть и содержание сделки, а также совокупность прав и обязанностей сторон сделки.
Агентская комплектация является значительно более рискованной сделкой для комплектатора, нежели консультационная. У комплектатора возникает дополнительная ответственность. Но не за товар, как ошибочно полагают многие (ответственность за товар по-прежнему несет поставщик), а за деньги, полученные от заказачика на закупку этого товара.
Большинство юридически неграмотных комплектаторов-агентов поступают следующим образом: не заключают с клиентом надлежащего договора на агентскую комплектцию, не подписывают акты приема-передачи оказанных услуг и закупленного товара, но при этом налево-направо выдают клиентам расписки о получении денег на закупку товара, либо принимают эти деньги на свой расчетный счет.
Что получается в итоге подобных действий с юридической точки зрения? - Складывается ситуация, при которой заказчик легко может доказать факт передачи дизайнеру денег на закупку товара, а вот дизайнер обстоятельно доказать факт производства закупки и последующей передачи товара заказчику - не способен. В такой ситуации заказчик довольно легко может взыскать с дизайнера деньги за товар уже после производства закупки и получения товара. В итоге - дизайнер фактически за свой счет покупает заказчику товар.
На практике такие случаи бывали неоднократно.
Поэтому если вы занимаетесь агентской комплектацией - вам обязательно следует тщательно проработать формальную сторону своего бизнеса. В противном случае вы рискуете вынуждено сделать своему клиенту весьма дорогостоящий подарок.
Дилерская комплектация
Третий вид комплектации - дилерская. Данный вид комплектации юридически существенно отличается от предыдущих. В рамках дилерской комплектации студия самостоятельно предварительно закупает товар, необходимый заказчику, затем непосредственно продает его заказчику. Фактически, это уже не услуги, а обыкновенная купля-продажа, хотя и с некоторыми особенностями.
Дилерская комплектация хорошая для заказчика, т.к. в какой-то степени позволяет реализовать принцип "одного окна" при закупке необходимых товаров. Она также хороша для комплектатора, потому что предполагает наибольший размер дохода.
Между тем, дилерская комплектация является наиболее рискованной, так как весь объем ответственности за товар ложится на комплектатора. В случае любых ошибок поставки или наличия любых недостатков товара - заказчик будет предъявлять претензии именно комплектатору, и будет при этом прав.
Дилерская комплектация является довольно сложной в организационном плане, т.к. в идеале требует наличия определенных складских помещений, систем учета, квалифицированного персонала.
В абсолютном большинстве случаев развитие услуги комплектации в рамках отдельно взятых студий дизайна происходит именно по такому алгоритму: Консультационная - Агентская - Дилерская.
Вывод
Комплектация - услуга неоднозначная. Исходя из состава и содержания ее можно разделить на три вида: консультационная, агентская, дилерская. Каждый вид комплектации предполагает наличие специфических рисков, которые следует оптимизировать путем грамотной документации услуги.