Документы дизайнера. Комплектация

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Комплектация интерьера – пожалуй, одна из самых неоднозначных услуг из арсенала дизайнеров. Хотя безусловным лидером в этом плане является, безусловно, управление ремонтом.
Комплектация – это услуга, направленная на обеспечение закупок товаров, необходимых на объекте на наиболее приемлемых условиях. В идеале услуга комплектации направлена на достижение нескольких целей: во-первых, - обеспечение закупок на наиболее оптимальных условиях в плане соотношения цена/качество; во-вторых, - на обеспечение закупок такого товара, который в наибольшей степени отвечает требованиям разработанного дизайн-проекта; в-третьих, - на избавление заказчика от необходимости самостоятельного производства закупок.
Разумеется, не каждый дизайнер способен обеспечить достижение всех заявленных целей. Одни занимаются только сопровождением самостоятельных закупок заказчиками товаров, другие – берут на себя хлопотную работу по производству закупок и сами ездят по салонам и магазинам, закупая необходимый товар, третьи – продают необходимый товар своим заказчикам самостоятельно, выступая в соответствующих сделках в качестве продавцов.
В зависимости от состава действий дизайнеров или студий дизайна, комплектацию можно условно разделить на консультационную, агентскую и дилерскую. Впрочем, этому вопросу у нас посвящена отдельная статья.
Здесь же мы коротко скажем о ключевых документах из надлежащего комплекта документов на комплектацию, которыми должен располагать каждый дизайнер или студия дизайна, занимающаяся комплектацией интерьеров.

Договор на комплектацию интерьера

Безусловным хедлайнером такого комплекта документов, разумеется, тоже является договор на комплектацию интерьера. Причем характер договора напрямую сильно зависит от типа услуги комплектации, предлагаемой дизайнером: в случае консультационной комплектации – это договор на оказание услуг; в случае агентской комплектации – это агентский договор; в случае дилерской комплектации – это договор купли-продажи. Каждый из этих договоров обладает своей спецификой и нормативным регламентом. Оставим договор дилерской комплектации (купли-продажи) для отдельной статьи, а здесь скажем пару слов о ключевых условиях договоров на консультационную и агентскую комплектации.
Предмет договора на комплектацию. Предмет договора - это существенное условие №1 любой сделки, и комплектация здесь совсем не исключение. Именно здесь проявляется разница между консультационной и дилерской комплектацией. Фактически, чтобы отличить эти два типа услуги комплектации интерьера, достаточно спросить у дизайнера: «Занимаетесь ли вы самостоятельной закупкой товаров для заказчика?», что мы и делаем при разработке индивидуальных комплектов документов для дизайнеров и студий дизайна.
Если ответ положительный, то следует готовить агентский договор, если ответ отрицательный – следует готовить договор на оказание услуг.
В любом случае, отправной точкой при описании услуг комплектации интерьера являются услуги консультационной комплектации. Традиционно это: анализ рынка, производство расчетов необходимого количества тех или иных материалов для закупки, подбор поставщиков и подрядчиков для производства индивидуальных изделий, сопровождение и консультирование заказчика при производстве закупок, консультирование поставщиков по всем вопросам, связанным с закупкой товаров, ведение рекламационной работы с поставщиками.
Разумеется, приведенный выше перечень услуг консультационной комплектации является собирательным и не всегда практикуется дизайнерами в представленном виде. Возможно, вы сможете пополнить его какими-либо своими вариантами услуг, возможно ваш список - наоборот менее полный. В связи с этим важная рекомендация – никогда не декларируйте в своем договоре услуги, оказанием которых не занимаетесь. Следует понимать, что заказчик вправе потребовать у вас оказание всех услуг, которые заявлены в договоре. Если вы пользуетесь какими-то шаблонами договора, неизвестно откуда взятыми, а не разработанными под ваш бизнес, - внимательно пересмотрите состав заявленных услуг и убедитесь, что он соответствует вашей деятельности. Если это не так – отредактируйте его и уберите лишнее.
Если вы занимаетесь самостоятельной закупкой товаров для заказчиков, то к «стандартному» составу услуг консультационной комплектации следует добавит услугу самостоятельной закупки товаров в качестве агента заказчика. Однако следует понимать, что это фактически «превращает» договор в агентский, а значит - должно сопровождаться указанием на все необходимые регламенты оказания дизайнером агентских услуг.
Срок оказания услуги комплектации. Договор на комплектацию, как и договор авторского надзора, является весьма «мягким» в плане регламента сроков. Это касается как консультационной, так и агентской комплектации. Закон допускает отсутствие указания конкретных сроков в таком договоре. Поэтому вопрос указания сроков фактически остается за сторонами сделки.
Вы можете указать конкретный срок оказания услуг, либо оставить его неопределенным, сделав формальную отсылку к периоду ремонта. Впрочем, дизайнеры обычно утверждают, что комплектация продолжается дольше ремонта, так как связана в том числе с последующей закупкой мебели и декора. По всей видимости, так оно и есть.
Цена оказания услуги комплектации интерьера и порядок оплаты. Существует два популярных варианта оплаты услуг комплектации интерьера. Первый вариант – оплата по фиксированной ежемесячной ставке. Второй вариант – процент от цены товаров, закупленных с участием дизайнера-комплектатора. Коротко рассмотрим оба варианта.
Оплата по фиксированной ежемесячной ставке – является довольно простым и понятным методом оплаты. Фактически, это то же самое, что в случае с фиксированной тарификацией услуги авторского надзора: заказчик ежемесячно выплачивает дизайнеру вознаграждение в фиксированном размере за весь комплекс заявленных услуг, вне зависимости от объемов фактически оказанных услуг. Между тем, в отличии от авторского надзора, такой метод оплаты не всегда «на ура» принимается заказчиками при заключении договора на комплектацию. Авторский надзор производится более-менее «равномерно» в течение всего периода ремонта. Закупки же, как правило, производятся более «импульсивно»: в какой-то месяц их может быть много, в какой-то – нет. И в такие периоды у заказчика неминуемо возникнет ощущение, что он платит «за воздух». Тем не менее, фиксированная ставка неплохо подходит и используется в основном дизайнерами, которые занимаются консультационной комплектацией.
Проценты от цены товаров позволяют избежать этот «баг». Действительно, если вознаграждение дизайнера за услуги комплектации установлено в прямую зависимость от цены закупленных товаров, то дизайнер не будет получать деньги «ни за что», по мнению большинства заказчиков. Впрочем, для многих дизайнеров такой метод тарификации услуги тоже является более предпочтительным, так как позволяет заработать заметно больше, нежели при использовании фиксированной ставки. Однако, этот метод является более сложным с точки зрения фиксации юридически значимых фактов. Поэтому – да, он более привлекателен для дизайнеров, и – нет, он не подходит новичкам.

Акт приема-передачи оказанных услуг комплектации

Акта приема-передачи в рамках любой любой сделки является одним из основных элементов комплекта документов. Комплектация здесь совсем не исключение.
Если актируется услуга консультационной комплектации, акт приема-передачи услуг комплектации должен содержать указание на период, за который услуги приняты, а также на цену этих услуг. Если актируется агентская комплектация, - акт должен содержать указание на конкретный состав закупленных товаров, их закупочные цены, а также указания на факт приема-передачи товаров и прав покупателя по сделкам с третьими лицами (поставщиками).
Следует знать, что агентская комплектация является изрядно рискованной сделкой для дизайнера. Нам известны случаи, когда конфликты в рамках агентской комплектации заканчивались исками к дизайнерам на солидные суммы и даже возбуждением уголовных дел в отношении руководства студий по статье «мошенничество». Эти обстоятельства дополнительно повышают значимость актов приема-передачи оказанных услуг в подобных сделках. Поэтому, при разработке индивидуальных комплектов документов на услугу комплектации для дизайнеров – мы всегда обстоятельно консультируем дизайнеров по вопросам правильной фиксации надлежащего исполнения договора.

Отчеты агента

Еще один документ, который обязательно должен быть в «арсенале» дизайнера, который занимается агентской комплектацией. Важно понимать, что обязанность агента по производству отчетов – установлена законом, и не может быть «отменена» в рамках договора. Отчет агента должен содержать информацию о том, какой товар, у кого, за сколько и на каких условиях был закуплен дизайнером-агентом для своего заказчика. Известны случаи, когда суд признавал агента стороной, нарушившей свои обязательства по договору лишь потому, что тот не производил отчетность. Хотя между сторонами и были подписаны акты приема-передачи оказанных услуг. Поэтому значение отчета агента не менее важен в рамках сделки агентской комплектации, чем акт приема-передачи. И, как вы понимаете, в случае обычной консультационной комплектации – никакие отчеты делать не надо.
Итак, мы с вами рассмотрели ключевые элементы надлежащего комплекта документов на оказание услуг комплектации интерьера. Если вам необходимо разработать полный комплект документов на комплектацию - обращайтесь к нам! Мы сначала тщательно обсудим ваш регламент выполнения работ, затем зафиксируем его в рамках полного комплекта необходимых документов.
Читайте также статьи, посвященные комплектам документов на разработку проекта и авторский надзор.
Вывод
Полный комплект грамотно составленных документов - основа юридической безопасности вашего дизайн-бизнеса!