Акт приема-передачи дизайн-проекта

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Акт приема-передачи дизайн-проекта – весьма существенный элемент сделки с заказчиком. Между тем, как показывает практика, существует три условные «группы» дизайнеров и студий дизайна, в зависимости от их отношения к актам передачи проекта:
  • Незнайки – знать не знают ничего об акте приема-передачи и не в курсе как он выглядит. По этой причине акт передачи проекта не используют от слова «совсем».
  • Знайки – в целом понимают необходимость составления актов приема-передачи и по возможности используют его в своей практике. Подписывают акты по ситуации, в зависимости от расположения заказчика дизайна.
  • Опытные – прекрасно понимают суть и функцию акта приема-передачи дизайна, всегда подписывают акты с заказчиками, а также знают, как правильно поступить, если заказчик не подписывает акт.
К счастью, «незнайки» сейчас уже в меньшинстве. Общий уровень юридической грамотности дизайнеров заметно вырос за последние 15-20 лет. Например, на живых мероприятиях с дизайнерами годах в 2008-2010 мы были вынуждены разъяснять дизайнерам необходимость использования полноценного письменного договора в работе с заказчиками. Сегодня, к большому нашему облегчению, необходимость использования полноценного договора стала очевидной для большинства практикующих дизайнеров. Следующая «ступень эволюции» в данном вопросе – использование акта приема-передачи дизайна. И на нее потихоньку взбираемся ))
Однако, в меньшинстве же находятся и опытные в этом вопросе дизайнеры, которые используют акты приема-передачи дизайна в 100% случаев и знают, как поступить правильно в ситуации, когда заказчик необоснованно отказывается подписать акт приемки проекта. Как правило, это – либо опытные руководители студий дизайна, либо дизайнеры, ранее «битые» в судебных спорах с заказчиками. Да, опытными специалистами в этом плане зачастую становятся как раз в результате получения негативного опыта.
«Знайки» условно превалируют на сегодняшний день. Это дизайнеры, которые хотя бы в курсе про акты приема-передачи дизайна и хотя бы стремятся использовать их в своей практике. Используют их по случаю, но, зачастую, с ошибками.
Между тем, акт передачи проекта – это серьезный инструмент в спорах с заказчиками. Важно правильно использовать его и не допускать популярных ошибок. В данной статье поговорим о том, как правильно использовать акт приемки проекта.

Зачем нужен акт приема-передачи дизайн-проекта?

Акт приемки проекта – это документ, который фиксирует факт выполнения вами работ по разработке дизайн-проекта или отдельного этапа работ, передачи заказчику результатов работ и приемки работ заказчиком. Фактически, акт приемки проекта является документальным подтверждением факта выработки дизайнером на определенную сумму.
Споры с дизайнерами можно условно разделить на три категории:
  • Споры по срокам – когда заказчик обвиняет дизайнера в нарушении сроков выполнения работ и в этой вязи требует взыскать неустойку и потребительский штраф.
  • Споры по выработке – когда заказчик обвиняет дизайнера отсутствии выполнения работ и требует взыскать суммы выплаченных авансов и потребительский штраф.
  • Споры по качеству – когда заказчик обвиняет дизайнера в недостатках проекта и требует взыскать суммы выплаченных авансов и потребительский штраф.
Акты приема-передачи дизайна сильнее всего «играют» в спорах по выработке. Акт приемки проекта – это простейший способ доказывания факта выполнения дизайнером работ на определенную сумму. Разумеется, факт выполнения дизайн-проекта и его передачи заказчику – можно доказать и иными способами, в частности, путем демонстрации переписки сторон. Однако использование переписки в качестве доказательства в суде иногда сопряжено с дополнительными расходами и сложностями, связанными с необходимостью ее заверения. С актом приемки дизайна таких проблем нет.
В спорах по срокам акты приема-передачи тоже могут помочь, но далеко не всегда. Специфика выполнения дизайн-проекта такова, что между фактической сдачей работ и подписанием акта может пройти неопределенно много времени, в течение которого заказчик будет вносить правки в дизайн, рассматривать и согласовывать его. И – да, при грамотном договоре будет установлено, что все эти периоды не относятся к сроку выполнения работ дизайнером, и на эти периоды недопустимо начислять неустойку. Однако, наличие и конкретную продолжительность данных периодов в любом случае придется доказывать. Даже при наличии акта.
А вот в спорах по качеству дизайн-проекта акты приема-передачи вообще практически не играют никакой роли. Особенно, если заказчик является потребителем в понимании Закона РФ «О защите прав потребителей». Дело в том, что факт приемки дизайн-проекта заказчиком никак не освобождает дизайнера или студию дизайна от ответственности за недостатки дизайн-проекта. Дизайн-проект – продукт специфический, для его создания нужны специальные знания и навыки (знания планировочных норм и иных норм и требований, предъявляемых к проектируемому типу помещений). Предполагается, что заказчик – это обыватель без специальных знаний и навыков, поэтому при приемке дизайна он объективно не способен полноценно оценить его качество и выявить все возможные недостатки. Поэтому для него такие недостатки дизайна считаются скрытыми, а за скрытые недостатки дизайн-проекта дизайнер продолжает нести ответственность в том числе и после сдачи проекта заказчику. Поэтому акт сдачи проекта практически не имеет никакого значения в таком споре. Подробнее о критериях качества дизайн-проекта и экспертизе качества дизайн-проекта – читайте в отдельной нашей статье.
Таким образом, акт сдачи проекта в основном нужен для защиты дизайнера в спорах о выработке и полезен также в спорах по срокам. В спорах по качеству акт передачи дизайн-проекта практически бесполезен, так что если вы делаете плохие проекты, то можете не заморачиваться вопросом составления актов: юридически грамотный заказчик в любом случае довольно легко отнимет у вас деньги ))
Перечисляя функции акта сдачи-приемки проекта, нельзя не упомянуть довольно очевидную функцию – бухгалтерскую. Акт приема-передачи дизайна является первичным документом в бухгалтерском учете и обязателен для составления для всех студий дизайна, которые ведут полноценный бухгалтерский учет.
Акт приема-передачи дизайн-проекта - хороший помощник в спорах по вработке и по срокам выполнения работ. А вот в спорах по качеству - практически не имеет никакого значения. Особенно в спорах с потребителями.

Как правильно составить акт приема-передачи дизайн-проекта?

Не существует какая-либо обязательная форма или образец акта приема-передачи дизайна, поэтому каждый дизайнер или студия дизайна может разработать и использовать свою форму акта. В рамках нашей услуги разработки документов для работы дизайнеров мы абсолютно всегда передаем дизайнерам в том числе формы актов приема-передачи дизайна в составе подготавливаемого комплекта документов.
Вместе с тем, есть определенные требования к составу и содержанию акта приема-передачи, которые необходимо соблюдать, чтобы акт был полноценным и юридически состоятельным:
  • Должны быть указаны стороны сделки: обозначен исполнитель, обозначен заказчик, - все как в основном договоре.
  • Должна быть указана дата составления акта.
  • Должно быть выполнено прямое недвусмысленное указание на то, что исполнитель передал, а заказчик принял результаты работ.
  • Должен быть обозначен состав переданных и принятых работ. Обозначение должно быть таким же, как в договоре. Если в договоре весь рабочий процесс разбит на конкретные этапы, то в акте должно быть указано, какой именно этап (или этапы) принял заказчик.
  • Обязательно: должна быть указана цена фактически выполненных и принятых работ. На этом пункте остановимся подробнее. Во-первых, отсутствие в акте цены фактически выполненных работ – это весьма популярная ошибка дизайнеров, часто нами встречаемая. Во-вторых, отсутствие в акте указаний на цену выполненных работ в некоторых случаях может сделать акт буквально бесполезным в споре. В-третьих, дизайнеры часто допускают здесь ошибку: вместо цены фактически выполненных работ, они указывают в акте сумму оставшейся доплаты работ. Это очень популярная ошибка, когда, например, при цене работ в 10 рублей дизайнер получил аванс в размере 4 рублей, оставшиеся 6 рублей должен получить после подписания акта и в этих целях пишет в акте, что цена работ составляет 6 рублей. Это грубейшая ошибка, так как при цене выполненных работ в 6 рублей, дизайнер здесь может претендовать максимум на 2 рубля доплаты, но никак не на 6. Ведь 4 он уже получил ))
  • Должно быть указание на факт отсутствия у заказчика претензий по составу, срокам и качеству выполнения работ. Напомним, что претензии по качеству тем не менее могут возникнуть у заказчика и после подписания акта, он имеет на это право, как «неспециалист». Поэтому – отнюдь не идеализируем такой пункт акта. Но добавить его все же стоит.
  • Должны быть надлежащие подписи обеих сторон сделки.
Еще один немаловажный вопрос касательно составления актов приема-передачи: а сколько их должно быть в рамках одной сделки?
Допустим, ваш договор на дизайн-проект предусматривает четыре самостоятельных этапа работ: 1) Планировка; 2) Концепция (коллажи); 3) 3D-визуализации; 4) Чертежи. В этом случае минимальное допустимое количество актов в вашем случае – один, максимальное – четыре.
Четыре акта будет, если вы будете последовательно актировать выполнение каждого этапа. То есть к концу работ у вас будет четыре акта приема-передачи – по одному на каждый из заявленных в договоре этапов работ. Один акт будет, если вы не будете последовательно актировать каждый этап, а просто подпишете один общий акт в отношении всех этапов работ в конце.
Важно: если вы последовательно закрывали отдельными актами каждый этап проектных работ, то никакого общего акта приема-передачи в конце делать не надо! В этом попросту нет никакой необходимости. Единый общий акт сдачи дизайн-проекта делается в случае, если никакие отдельные этапы работ не актировались по мере их выполнения.
Впрочем, описанные выше правила не являются исключительно универсальными. Порядок приема-передачи работ в каждой конкретной сделке определяется самой сделкой, то есть в вашем договоре могут быть указаны иные правила, отличные от тех, что указаны нами выше. Поэтому читайте свой договор ))
В качестве небольшого вывода: акт приема-передачи дизайна – существенный элемент сделки. Относитесь к нему с должным вниманием, и он будет хорошим помощником в споре!
Вывод
Акт приема-передачи - это существенный элемент сделки с заказчиком. Следует внимательно отнестись к его составлению и договорному регламенту его использования.