Договор на ремонт квартиры

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Если вы занимаетесь ремонтом и отделкой помещений различного назначения, то наверняка для вас актуальна тема составления грамотного и корректного договора на ремонт.
Договор подряда на ремонт квартиры нужен хотя бы как полноценное и надлежащее юридическое основание для получения вами денег от заказчика. В отсутствии такого документа заказчик в любой момент может обвинить вас в получении неосновательного обогащения и потребовать возврата всех выплаченных за ремонт денег. Разумеется, шансы на успех у такого заказчика невелики: суды не любят таких истцов, которые откровенно злоупотребляют ситуацией и пытаются недобросовестно воспользоваться отсутствием письменного договора. Однако нервы такой заказчик вам потреплет хорошенько ))
Впрочем, мы рассматриваем договор подряда на ремонт отнюдь не только как формальное основание для получения денег. Договор подряда – это полноценный регулятор отношений, который должен правильно обозначить и зафиксировать именно вашу схему работы, предусмотреть все ваши интересы. В этом случае договор действительно будет защищать вас и ваши интересы в споре, а не наоборот подставит, как это часто бывает.
«Какие еще схемы работы? – спросит не особо искушенный в этих делах читатель, – там ведь все просто: сделал работу, получил деньги. Разве нет?»
Нет.
В сделке на ремонт есть масса нюансов, которые по-хорошему должен правильно отражать любой, даже самый простой договор на ремонт квартиры. А подрядчик, соответственно, должен о них знать. Рассмотрим некоторые из них.

Способы определения состава и цены работ в договоре подряда на ремонт

Предметом договора подряда на ремонт является выполнение определенных строительно-монтажных или ремонтно-отделочных работ. Чтобы договор был конкретным, а не «абстрактным», он должен содержать указания на конкретный состав таких работ.
Существует два варианта указания состава и цены работ в договоре подряда на ремонт. Условно назовем их «Обстоятельный» и «Ленивый».
  • Обстоятельный вариант заключается в том, что подрядчик готовит полную и подробную смету с указанием состава, количества необходимых работ, цены за единицу измерения работ и общей цены по работам и по смете. С точки зрения закона – именно такой вариант является необходимым и наиболее соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ. Как вы прекрасно понимаете, такой вариант требует от подрядчика значительной преддоговорной подготовки, ведь необходимо правильно предусмотреть и прописать в смете все необходимые работы и их количество, правильно их оценить. Разумеется, это весьма трудоемкий процесс, поэтому у некоторых подрядчиков составление сметы является отдельной платной услугой – не хотят делать такую работу просто так.
  • Ленивый вариант заключается в том, что никакая смета не делается, подрядчик лишь обобщенно указывает в договоре категории выполняемых работ (демонтаж и монтаж перегородок, разводка сантехники, электрики, черновая и чистовая отделка и т.д.) и ставку цены работ, то есть стоимость всех работ за один квадратный метр площади объекта. Далее в договоре указывается общая площадь объекта работ и как следствие – общая цена работ, как произведение площади на ставку. Почему этот вариант ленивый? Потому что подрядчику не нужно выполнять дотошные расчеты и формировать точную смету. Общая цена работ рассчитывается простым умножением ставки на площадь, а цены отдельных работ остаются неизвестными.
Какой из указанных вариантов лучше? У нас есть свое весьма убежденное мнение на этот счет, но сначала коротко обозначим плюсы и минусы обоих вариантов:
Обстоятельный вариант с подготовкой сметы на ремонт.
Плюсы варианта со сметой:
  • Данный метод ценообразования весьма обстоятелен и позволяет учесть все нюансы и индивидуальные требования заказчика ремонта и нюансы дизайн-проекта. Позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому проекту.
  • Наличие полной и подробной сметы со всеми расценками за отдельные виды работ – позволяет правильно оценить работы, фактически выполненные на любой стадии ремонта. Это очень важный момент, так как часто споры между подрядчиком и заказчиком возникают еще до сдачи всех работ, договор подряда на ремонт расторгается заказчиком на какой-то промежуточной стадии выполнения работ, и в таком споре очень важно узнать, какова стоимость фактически выполненных подрядчиком работ применительно к договорным расценкам. Оценка стоимости фактически выполненных работ обычно выполняется путем проведения независимой экспертизы. Наличие в смете этих самых договорных расценок – позволяет выполнить такую экспертизу с привязкой к договорным, а не среднерыночным ценам. Это важно, если вы работаете в ценовом сегменте выше среднерыночного.
Минусы варианта со сметой:
  • Составление полноценной сметы на ремонт объекта – трудоемкий процесс.
  • При составлении возможны ошибки.
  • При наличии полной и подробной «раскадровки» предстоящих работ и их цены, Заказчик может начать искать, где сэкономить.
В случае же с «ленивым» вариантом плюсы и минусы взаимно противоположны.
Плюсы «ленивого» варианта:
  • Расчет общей цены работ и подготовка договора на ремонт объекта – занимают до безобразия мало времени.
  • В принципе – нет риска ошибки. Единственная возможная ошибка здесь – подписаться на сложные работы за «мало денег». Но это вопрос банальной внимательности к нюансам дизайн-проекта и запросам заказчика ремонта.
Минус «ленивого» варианта:
  • Буквально единственный, но очень существенный минус – отсутствие возможности оценки фактически выполненных за определенный период работ с применением договорных расценок.
Как видите, у «ленивого» варианта есть лишь один значимый минус, но по нашему убежденному мнению, он сильно перевешивает все возможные его плюсы, и делает данный вариант крайне нежелательным.
Дело в том, что в ремонте споры с заказчиками возникают чаще всего как раз ДО, а не ПОСЛЕ сдачи всех работ. И ситуация, при которой мы вынуждены спрашивать у эксперта стоимость фактически выполненных на текущий момент работ – весьма популярна. Такая экспертиза (наряду с экспертизой качества работ) – спутник буквально любого спора.
Если у вашего договора на ремонт нет подробной сметы с указанием расценок за единицу тех или иных работ, то эксперт не будет принимать во внимание ваши расценки при определении стоимости выполненных вами работ, а будет исходить из среднерыночных расценок, которые, как часто бывает, могут оказаться значительно ниже предполагаемых вами. В итоге вашу работу оценят значительно дешевле, чем вам бы хотелось. Почему? Потому что на стадии заключения договора вы поленились составить подробную смету и пошли по «ленивому» варианту заключения сделки – просто указали состав работ, ставку цены за «квадрат» и общую цену применительно к общей площади объекта ремонта.
Вывод: «ленивый» вариант определения состава и цены работ может хоть как-то подойти только тем подрядчикам, которые работают исключительно по среднерыночным расценкам или даже ниже рынка. Для остальных же единственным приемлемым вариантом с точки зрения юридических рисков – является вариант с подготовкой обстоятельной сметы.
"Ленивая" схема с оценкой работ по ставке за квадратный метр - удобна только при заключении договора. При его исполнении, а главное - в случае возникновения спора - "ленивая" схема сильно проигрывает обстоятельной схеме с подготовкой подробной сметы.

Регламент закупки черновых материалов в договоре на ремонт

Второй важный параметр договора подряда на ремонт квартир или иных помещений – это регламент закупки черновых материалов. По сути, здесь мы должны ответить на вопрос: «как и на каких условиях происходит снабжение ремонта необходимыми материалами?».
И тут тоже существует несколько популярных вариантов:
  • Вариант 1. Все материалы – исключительно давальческие. Данный вариант заключается в том, что подрядчик не закупает никаких материалов и не занимается их доставкой на объект. Снабжение ремонта необходимыми материалами выполняется целиком заказчиком, который сам занимается или организовывает закупку и доставку материалов. Предметом же договора подряда в этом случае выступают исключительно только сами работы. Соответственно, указанная в договоре подряда цена – включает только стоимость работ и не является конечным бюджетом ремонта. Такой вариант обычно практикуется в случаях, когда заказчик имеет возможность самостоятельной закупки материалов на приемлемых условиях, либо если заказчик не доверяет подрядчику закупку материалов, не желая доплачивать за эту услугу или не хочет допускать переплат, связанных с покупкой материалов подрядчиком.
  • Вариант 2. Подрядчик сам снабжает ремонт необходимыми материалами, при этом все материалы заранее посчитаны наряду с составом и количеством необходимых работ и так же подробно расписаны в смете. В этом случае смета содержит подробное указание не только на состав и цены необходимых работ, но и на состав, количество и цены необходимых материалов. Как вы понимаете, этот вариант очень трудозатратен и кропотлив для подрядчика, но весьма нагляден и удобен для заказчика, так как он фактически видит итоговый бюджет ремонта. Конечно, на деле этот самый «бюджет» практически никогда не выдерживается и к концу выяснится, что стороны сильно вышли за пределы первоначальной сметы, но это, как говорится, уже совсем другая история.
  • Вариант 3. Подрядчик сам снабжает ремонт необходимыми материалами, но их состав, цены и общая итоговая стоимость – заранее не заявлены сделкой ввиду отсутствия возможности прогнозирования состава и количества необходимых материалов, а в особенности их цены. В итоге на старте исполнения сделки заказчик знает лишь точную стоимость работ, а вопрос материалов будет решаться по факту. Такой договор должен предусматривать обязанность заказчика финансировать материалы по запросу подрядчика, а также обязанность подрядчика по указанию состава и цены фактически использованных материалов на каждом этапе приема-передачи результатов работ.
  • Вариант 4. Подрядчик снабжает объект необходимыми материалами, но лишь как агент заказчика. Это комбинированный подход к регламенту сделки, который подразумевает фактически смешанный договор: в отношении выполнения работ вы будете действовать как подрядчик, а в отношении закупки материалов – как агент заказчика. Если вы не очень разбираетесь в документообороте по подобным сделкам – то даже не думайте применять эту схему. Она требует от подрядчика двойной отчетности: в отношении работ должны регулярно составляться акты приема-передачи с указанием состава, количества и цены выполненных работ; а в отношении закупленных материалов должны регулярно составляться агентские отчеты с указанием состава, количества и цены закупленных материалов.
Давайте немного сравним эти варианты и выясним, почему их так много?
С первым вариантом все понятно, он самый простой. Вы делаете работы и сдаете выполненные работы по акту приема-передачи. Здесь мудрить не с чем.
Второй вариант, когда все материалы заранее посчитаны и указаны в смете – весьма хорош на случай досрочного расторжения договора подряда на ремонт. Помните, выше мы указали, что подробная смета помогает рассчитать цену работ, фактически выполненных на дату расторжения договора? Так вот, то же самое касается и материалов. При наличии конкретной сметы эксперт всегда сможет рассчитать состав, количество и цены не только выполненных работ, но и затраченных материалов.
Третий вариант – более «пластичен» и более востребован в современных условиях, когда цены на строительные материалы стремительно меняются буквально каждый день. Разумеется, в таких условиях подрядчики не хотят заранее заявлять какие-то предельные суммы, необходимые для закупки материалов, ведь потом за соблюдение этих показателей придется отвечать. Особенно, если цена материалов в договоре указана как твердая. Поэтому третий вариант хорош на случай любого скачка цен.
Важно отметить, что при использовании второго и третьего варианта подрядчик фактически действует как продавец товаров. То есть в отношении товаров правовой режим подрядчика фактически совпадает с режимом продавца. Это значит следующее: при применении второго и третьего вариантов подрядчик не обязан предоставлять заказчику какие-либо закупочные документы в отношении материалов. В то же время, он обязан отражать состав и цены фактически использованных материалов в актах приема-передачи. Фактически, в актах заказчик указывает «цену продажи» этих материалов заказчику. За какую цену при этом подрядчик закупил материалы сам – это его дело. Заказчик не вправе требовать от подрядчика сведения в отношении закупочных цен материалов. Как вы понимаете, это дает подрядчику возможность заработать на разнице между ценой закупки материалов у поставщиков и «ценой продажи» материалов, указанной в акте приема-передачи. И такой заработок является абсолютно легальным и не нарушает прав и законных интересов заказчика. «Режим продавца» позволяет подрядчику дополнительно заработать на материалах. Пожалуйста, пользуйтесь.
Но вместе с тем, подрядчик несет всю полноту ответственности за предоставленные материалы. «Режим продавца» налагает на подрядчика всю полноту ответственности за качество материалов, их количество, ассортимент, сроки поставки на объект и т.д. Продавец в этом случае несет также и гарантийные обязательства в отношении всех поставленных материалов. Если в течение гарантийного срока проявится какой-то брак по материалам, заказчик сможет совершенно обоснованно предъявлять все требования к подрядчику. Перенаправить их к поставщику материалов не получится, такая попытка будет незаконной.
Именно поэтому и «родился» четвертый вариант, который является наиболее комплексным с точки зрения документооборота, но наиболее оптимальным с точки зрения ответственности за товар. Дело в том, что если подрядчик в отношении материалов действует как агент заказчика, то «режим продавца» отсутствует и он не несет ответственности за качество закупленных им для заказчика материалов. Всю полноту ответственности за материалы будут нести поставщики, у которых подрядчик их закупил.
В этом – большой плюс данной схемы, актуальный для тех подрядчиков, которые не хотят нести ответственность за качество используемых на объекте материалов. Впрочем, есть у агентской схемы и явный минус: заработать на разнице между ценой закупки и ценой продажи уже не получится. Агентские отношения – прозрачные. И если подрядчик и сможет сделать наценку на стоимость товаров, то только в пределах конкретной, согласованной с заказчиком ставки.
Как видите, у договора подряда на ремонт есть масса нюансов. Причем, в этой статье мы затронули далеко не все из них. Может ли в этих условиях существовать какой-то типовой договор на ремонт квартиры? – Мы так не думаем. Существует ли какой-то простой договор на ремонт квартиры? – Безусловно, да. Но способен ли он полноценно защитить вас в рамках спора? – Мы так не думаем. Какой договор на ремонт квартиры составить и заключать с заказчиками? – Обращайтесь к нам, мы проанализируем вашу деятельность и сформулируем наиболее подходящий вариант.
Вывод
Договор подряда на ремонт квартиры - далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Существует множество вариаций схем работы подрядчика. Следует сначала выбрать подходящий для себя вариант, затем правильно отразить его в договоре.