Претензия и иск к дизайнеру

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
За многолетнюю практику нам довелось столкнуться с огромным количеством претензий и требований, а также исков к дизайнерам. В этой статье мы вкратце обозначим этапность развития спора.

Претензия к дизайнеру

Спор дизайнера с заказчиком обычно начинается со словесной перепалки в рамках очной встречи или по телефону, либо в переписке в мессенджерах. Зачастую мы не рассматриваем такой спор в правовом поле, так как озвучиваемые заказчиком в таком формате требования обычно неконкретны ("верните деньги") и не обоснованны ("потому что мне ничего не нравится").
Однако, все меняется с получением письменной претензии. В своей претензии к дизайнеру заказчики обычно формулируют конкретные требования (например - "верните сумму аванса 500 000 руб."), а также указывают обоснование заявленного требования (например - "в связи с отсутствием выполнения работ"). С такой претензией уже можно работать. Обычно мы тщательно анализируем все обстоятельства, изучаем условия и ход исполнения спорной сделки с заказчиком дизайна, изучаем заявленные требования и их основания.
Если по всему видно, что заказчик в целом прав, и заявленные в претензии к дизайнеру требования действительно обоснованы, мы всегда рекомендуем дизайнеру или руководителю студии дизайна договориться с таким заказчиком, найти компромисс, чтобы не доводить дело до суда. Следует понимать, что взыскивая причитающееся через суд, заказчик дизайна всегда может взыскать больше, чем в досудебном порядке. В частности - за счет компенсации судебных расходов, а также взыскания штрафа за неисполнение законных требований потребителя (если отношения дизайнера с заказчиком подпадают под действие Закона РФ "О защите прав потребителей").
Если же требования в претензии очевидно незаконны и необоснованны, мы готовим ответ на претензию заказчика с указанием наших возражений против удовлетворения заявленных требований. Основная задача такого ответа - показать полную готовность дизайнера к спору, а также полную несостоятельность требований заказчика. Это необходимо, чтобы предотвратить возможное обращение заказчика в суд с иском к дизайнеру. Ведь обращение в суд - дело затратное. Если убедить заказчика в полной несостоятельности его требований, то вряд ли он будет развивать спор. Хотя, конечно же, встречаются исключения: заказчики, которые "не видят" и "не слышат" доводов разума и судятся до последней капли чернил.
Таким образом, претензия к дизайнеру - это первый шаг на пути правового спора. Является ли он обязательным? Зависит от обстоятельств. Так, например, если отношения дизайнера с заказчиком подпадают под действие Закона РФ "О защите прав потребителей", то предъявление претензии не является обязательным этапом на пути к обращению в суд. Если же отношения сторон носят коммерческий характер, то предъявление претензии может быть обязательным этапом, без которого суд впоследствии просто не примет иск. Конечно, мы сейчас в определенной степени утрируем эти правила. Полный обзор вопроса необходимости соблюдения претензионного порядка при обращении в суд выполнен в Постановлении Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства».

Иск к дизайнеру

Если претензионный порядок разрешения спора не помог устранить конфликт, заказчик может обратиться в суд. В этом случае заказчик обязан направить дизайнеру иск еще до обращения в суд. Иск обычно отправляется Почтой России на адрес дизайнера, указанный в договоре с заказчиком. Кстати, именно поэтому мы всегда рекомендуем дизайнерам указывать в договорах реальные почтовые адреса, по которым они действительно смогут получать корреспонденцию. Ведь очень важно не "проворонить" иск, а также последующие за ним судебные повестки. Дело все равно рассмотрят, даже если ни иск, ни судебные повестки не дошли до дизайнера. Ведь по общему правилу риск неполучения юридически значимых сообщений несет адресат (ст. 165.1 ГК РФ).
Иск к дизайнеру - это уже сугубо правовой, процессуальный документ, который составляется по установленным правилам. Иск должен содержать конкретные требования, а также их обоснования. В противном случае перспектива рассмотрения такого иска будет для заказчика весьма нерадостной.
Важно понимать, что факт получения иска еще не означает, что судом возбуждено дело. Отправка иска дизайнеру - это лишь условие для обращения в суд. Подавая иск, заказчик должен будет также приложить документы, подтверждающие отправку иска дизайнеру (ответчику), иначе суд попросту вернет иск заявителю. Впрочем, существуют и иные основания для возврата иска. Например, если заказчик по ошибке обратится не в тот суд, либо не выплатит государственную пошлину за рассмотрение иска. Поэтому если вы получили иск, то это еще не означает, что дело обязательно возбуждено. Поэтому в случае получения иска следует перейти на сайт суда, в который адресован иск, и посмотреть там информацию о наличии дела.
В любом случае - при получении иска от заказчика дизайнеру следует сразу же обратиться за квалифицированной юридической помощью, так как "самолечение" в таких ситуациях чревато большими убытками.
Если вы получили претензию или иск от своего заказчика - обращайтесь к нам. У нас большой опыт разрешения споров с заказчиками дизайна.
Вывод
Спор дизайнеров с заказчиками обычно проходит в два этапа: Претензия - Иск в суд. Важно как можно раньше обеспечить участие юриста на своей стороне.