Наем дизайнера. Трудовой договор и должностная инструкция дизайнера

Простая пошаговая схема безопасной договорной работы дизайнера >>>
Close
Для доступа к схеме
безопасной работы дизайнера -
укажите вашу почту:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
На определенном этапе развития каждой студии дизайна ее руководство начинает задумываться об официальном привлечении наемных сотрудников. Как правило, в штат наиболее «укомплектованной» студии включены представители следующих должностей: дизайнеры, архитекторы, комплектаторы, менеджеры проектов, а также секретари, офисные менеджеры и бухгалтеры. Впрочем, окончательный состав должностей в каждой студии дизайна – индивидуален и в первую очередь зависит от характера работы такой студии, а также состава и видов ее деятельности.
В любом случае, «центральным» штатным звеном любой студии дизайна являются сами дизайнеры. Поэтому правильное оформление дизайнеров при приеме на работу является важным и существенным вопросом для каждого руководителя студии.
В этой статье мы рассмотрим несколько существенных моментов, связанных с оформлением трудовых отношений с дизайнерами.

Трудовой договор с дизайнером

Основной документ, который фиксирует и регламентирует отношения «Студия – Дизайнер» — это трудовой договор. Трудовой договор с дизайнером должен содержать определенные специфичные положения, поэтому неправильно заключать с дизайнерами трудовой договор, используя некие «стандартные» шаблоны или формы.
Специфика трудового договора с дизайнером заключается, в первую очередь, в необходимости подробного регламента исключительных прав на все результаты интеллектуальной деятельности дизайнера.
В рамках исполнения своих должностных обязанностей дизайнер разрабатывает дизайн-проекты, отдельные элементы таких проектов или отдельные оформительские или иные решения. При этом неважно – идет речь о дизайнерах интерьера, одежды, веб-дизайнерах или специалистах в дизайне или разработки в других областях. В любом случае, результаты работы таких специалистов представляют собой результаты интеллектуальной деятельности и являются объектами интеллектуальных прав.
Таким образом, основная трудовая функция дизайнера заключается в производстве результатов интеллектуальной деятельности. А значит – следует в обязательно установить, кому принадлежат права на такие результаты (произведения), а также кто, каким образом и в каких пределах вправе использовать выполненные произведения.
Если то или иное произведение выполняется сотрудником некой организации в рамках исполнения им своих должностных функций и обязанностей, такое произведение приобретает статус служебного. Оборот прав на служебные произведения регулируется, в первую очередь, гражданским кодексом (ст. 1295 ГК РФ). Так, законом подчеркнуто, что исключительное право на все служебные произведения принадлежит работодателю.
Казалось бы – вопрос решен. Если исключительное право на все служебные произведения принадлежит работодателю, то в трудовом договоре с дизайнером необязательно дополнительно подчеркивать этот вопрос, ведь положения закона в любом случае имеют преимущественное значение по отношению к аналогичным положениям договора. Однако, специфика трудовых отношений с дизайнером и как следствие – дополнительные требования к трудовому договору с дизайнером – установлены и продиктованы сложившейся судебной практикой.
Суды, как правило, не оспаривают факт принадлежности работодателю (т.е. студии) исключительного права на произведения дизайнера. Между тем могут возникнуть проблемы с доказыванием «служебного» статуса того или иного произведения.
Бремя доказывания «служебного» статуса конкретного произведения традиционно ложится на работодателя. И хотя на первый взгляд кажется, что доказать такой статус довольно легко, на самом деле сделать это значительно сложнее.
Трудовой договор с дизайнером должен содержать ряд указаний на то, как следует признавать «служебный» статус произведений, выполненных дизайнером в рамках исполнения своих должностных функций и обязанностей.
Наиболее эффективный способ фиксации такого статуса – это прием «Поручение – Акт». Заключается он в следующем. Если дизайнеру, который является сотрудником студии, необходимо поручить разработку конкретного проекта для конкретного клиента, руководству следует сделать это в письменной форме в формате служебного поручения, которое подписывается обеими сторонами (руководителем студии и дизайнером). Впоследствии, когда дизайнер исполняет поручение и сдает руководству студии готовый выполненный проект или иное произведение, стороны подписывают акт, который, во-первых, фиксирует факт исполнения поручения, во-вторых, позволяет индивидуализировать выполненное произведение. Довольно громоздко получается, не правда ли? Между тем, именно такой метод взаимоотношений сторон трудового договора считается приемлемым согласно установившейся судебной практики.
Именно чрезмерная бюрократическая усложненность этого алгоритма делает его непривлекательным для руководства большинства студий дизайна. Ведь работа дизайнера часто осуществляется в «потоковом» формате и выделить из нее конкретные «порции», которые можно было бы фиксировать в формате «Поручение – Акт» - порой бывает очень сложно. Более того, в большинстве студий часто просто-напросто некому заниматься ведением подобного документооборота.
Именно поэтому грамотный трудовой договор с дизайнером должен содержать указания на альтернативные, более упрощенные методы фиксации «служебного» статуса произведений, выполненных дизайнером в рамках своей трудовой деятельности. Впрочем, стоит подчеркнуть, что чем «проще» такой метод, тем он менее надежный.
Поэтому при разработке комплектов трудовых документов для студий дизайна мы всегда стараемся учесть несколько разных алгоритмов и методов, позволяющих установить «служебный» статус произведений нанятых дизайнеров.
Чтобы доказать "служебный" статус всех проектов, разработанных штатным дизайнером, - одного лишь трудового договора мало. Необходимо также использовать документы, подтверждающие факт выполнения конкретных проектов в рамках исполнения дизайнером своих должностных обязанностей.

Должностная инструкция дизайнера

Должностная инструкция – важное и обязательное дополнение к трудовому договору с дизайнером.
Должностная инструкция дизайнера должна содержать перечень требований к дизайнеру, как к наемному сотруднику, перечень обязательных навыков и знаний дизайнера, перечень функций и должностных обязанностей дизайнера, указания на субординационную принадлежность дизайнера в общей структуре студии, указания на ответственность дизайнера за нарушение своих должностных функций и обязанностей, а также иные регламенты по усмотрению работодателя.
Содержание должностной инструкции дизайнера во многом зависит от специфики деятельности студии. При составлении должностной инструкции для дизайнеров – следует «отталкиваться» от характера и содержания разрабатываемых студией проектов, а также от существа иных направлений работы студии.
Так, например, в должностной инструкции дизайнера интерьера следует подчеркнуть, что помимо непосредственно разработки дизайн-проектов дизайнер также выполняет авторский надзор от имени студии. При этом следует подробно расписать, как и в какой форме осуществляется надзор, какие документы при этом ведутся дизайнером от лица студии и так далее.
Фактически, должностные инструкции сотрудников студии – это «зеркальные отражения» функций и обязанностей самой студии, которые она принимает на себя в отношениях с заказчиками. Именно поэтому, кстати, в рамках оказания услуги полной правовой оптимизации работы студий дизайна, мы в всегда в первую очередь сначала полностью прорабатываем «внешние» отношения студии дизайна, то есть отношения студии с заказчиками, и лишь потом – прорабатываем «внутренние» отношения студии, то есть отношения студии со штатными внештатными сотрудниками и специалистами. «Внешние» отношения – формируют задачи для «внутренних» отношений. Поэтому «внутренние» отношения в любой студии дизайна не могут полноценно существовать без «внешних».
Таким образом, должностная инструкция дизайнера – это документ, который, в первую очередь, является отражением деятельности самой студии. Именно поэтому к составлению должностных инструкций для дизайнеров, а также для всех остальных должностей студии – следует подходить индивидуально.
Подчеркнем, что трудовой договор и должностная инструкция – это отнюдь не исчерпывающий перечень обязательных документов, необходимых при найме дизайнера в штат студии. Существует также ряд иных документов, которые в обязательном порядке следует вести каждому работодателю.
Если вам необходимо разработать полный комплект всех трудовых документов для вашей студии дизайна, либо выполнить полную правовую оптимизацию работы вашей студии – обращайтесь к нам.
Вывод
Правильно оформленные трудовые отношения с дизайнерами - залог спокойной и безопасной работы студии дизайна.