Можно выделить три основные стратегии поведения студии с клиентами, которые отличаются друг от друга тем, за кем остается последнее слово в сделке.
Варианты:
- решающее слово – за клиентом,
- решающее слово – за дизайнером,
- смешанная стратегия.
Стратегия работы, когда решающее слово остается за клиентом. В этой ситуации дизайнер обычно исполняет роль "умного карандаша", задача которого – визуализировать задумки клиента.
Это – вполне допустимый вариант.
Основа успешной работы в рамках данной стратегии – клиент должен действительно четко представлять себе что именно он хочет. И чем лучше он себе это представляет и чем более подробно передаст детали задачи – тем меньше конфликтов и недопониманий будет в рамках работы над проектом.
Впрочем, у большинства дизайнеров есть амбиции. Они сами знают как лучше, и если видят что заказчик очевидно ошибается в своих желаниях – стараются всеми правдами и неправдами исправить проект. С одной стороны – это правильно, ведь именно дизайнер является специалистом и ему виднее как надо. Но давайте не будем забывать, что в этом интерьере жить – заказчику, этим сайтом пользоваться – заказчику, в доме жить – заказчику, на ландшафт любоваться – заказчику. Пользоваться результатами вашей работы будет заказчик. И если у него есть четкие и ярко-выраженные предпочтения по поводу проекта, то их в обязательном порядке необходимо соблюдать, даже если они противоречат вашим взглядам и привычкам. Вы можете лишь намекнуть, показать, объяснить где он не прав, но решающее слово в рамках данной стратегии останется за клиентом.
Самое главное – чтобы клиент действительно понимал чего он хочет. В противном случае – успешной работы не состоится, т.к. по ходу вашей работы клиент также будет находиться в некоем творческом поиске, а учитывая что последнее слово за ним – вы рискуете потерять много времени впустую.
Стратегия работы, когда решающее слово остается за дизайнером. Это – наиболее "привлекательная" стратегия, горячо любимая всеми дизайнерами и разработчиками. Суть ее заключается в том, что коль скоро дизайнер – специалист в своей области, то ему и решать как будет выглядеть проект. Ибо если клиент и так все знает, то зачем тогда дизайнер?
Особенно эта стратегия любима дизайнерами двух категорий:
- Новичками, которые не способны еще пока сделать полноценный проект. Клиент, увидев и поняв это, всегда старается взять бразды правления в свои руки и выжать-таки из недоучки хоть что-то. Если же он этого не делает, то у дизайнера-новичка появляется реальный шанс выдать свой откровенно слабый проект за "настоящий" и получить оплату в полном объеме. Все как у взрослых.
- Состоявшимися дизайнерами, которые действительно умеют сделать проект по всем правилам, так что он получится красивым, удобным в использовании, элегантным и сильным. Подобные дизайнеры или студии дизайна как правило прочно стоят на обеих ногах на рынке предоставления услуг, стоимость их услуг заметно выше среднего уровня, портфолио – богато на красивые "проходные" работы, багаж опыта значителен. Для таких дизайнеров нелепые комментарии клиента – что детский лепет. И если они способны убедить в этом заказчика, то смогут полноценно реализовать стратегию работы, когда решающее слово остается за дизайнером. И в большинстве случаев будут правы.
Впрочем, амбициозный клиент в рамках такой стратегии с вами скорее всего не сработается.
Таким образом, основа успешной сделки в режиме данной стратегии заключается в том, чтобы ваш клиент поверил, что вы – настоящий специалист, который придумает и разработает гораздо более красивый, эстетичный, удобный и эффективный проект, чем сам клиент. И если вы – действительно такой специалист, то проблем с клиентами у вас практически не будет.
По сути – это наилучший и наиболее логичный вариант. Клиент, не будучи специалистом в вашей области, заказывает у вас разработку проекта и оплачивает ее, а вы, будучи специалистом, разрабатываете правильный и подходящий для клиента проект и передаете ему.
Но это, как вы понимаете, в идеале. В жизни такая схема встречается гораздо реже, чем многим хотелось бы. Если клиент, полностью положившись на дизайнера, в итоге видит откровенную халтуру, то конфликт неизбежен.
Смешанная стратегия. Как видно из названия, смешанная стратегия предполагает элементы обеих предыдущих. Используется она обычно в тех случаях, когда у клиента есть твердые и четкие предпочтения по поводу отдельных элементов проекта, но целиком проект он себе не представляет. В этой ситуации задача хорошего дизайнера – сформировать хороший проект с учетом требований клиента.
Плохой же дизайнер – начнет убеждать клиента в том, что его предпочтения неправильны.
Давайте вспомним: именно клиенту в будущем пользоваться проектом. Клиенту, а не дизайнеру. Поэтому, если у него есть четкие предпочтения по ряду вопросов, то их необходимо учитывать. Особенно, если решение остальных вопросов клиент поручает вам, полностью полагаясь на вас, как на специалиста.
Таким образом, мы рассмотрели три основные стратегии работы с клиентами. Вы, будучи практикующим дизайнером или разработчиком, должны выбрать для себя предпочтительную в данный период времени стратегию и стараться придерживаться ее. Разумеется, выбор стратегии в каждом конкретном случае зависит от конкретного клиента. Но чем раньше вы научитесь придерживаться выбранной вами стратегии – тем раньше научитесь управлять вашими клиентами с целью недопущения конфликтов.