Выделим правовые риски субъектов команды.
Риски руководителя:
- риск убытков, в случае необходимости оплаты услуг участников команды, если основной клиент проект не оплатил. Этот риск ставим на первое место, что весьма обосновано;
- риск ответственности за ненадлежащее оформление сотрудника;
- риск ответственности за невыплаты страховых взносов за сотрудников – характерно для трудовой модели и гражданской, если соисполнитель – физ. лицо;
- риск ответственности за невыплаты подоходных налогов за своих работников, – характерно для трудовой модели;
- риск ответственности за несвоевременное предоставление отчетности по страховым выплатам – характерно для трудовой модели;
- риск ответственности перед клиентом за срыв сроков предоставления работы по вине соисполнителей;
- риск ответственности за нарушение авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности соисполнителей, – в случае, если отношения по поводу авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности между руководителем и соисполнителями не урегулированы достаточно подробно.
Это далеко не полный перечень вероятных рисков руководителя проекта, но здесь приведены самые яркие примеры.
Далее – риски других участников команды (сотрудников и соисполнителей):
- риск необоснованного отказа в оплате произведенной работы – в наибольшей степени характерно для гражданской модели;
- риски, связанные с большим количеством необоснованных поправок и дополнений к проекту, затягиванием сроков согласования и прочим неподобающим поведением руководителя проекта;
- риск потери исключительных авторских прав на результаты работ;
- риски ненамеренного затягивания исполнения проекта по вине других соисполнителей;
- и другие риски.
Практика такова, что в условиях плохо-сформированных и зафиксированных правовых моделей взаимодействия – сложно оптимизировать вышеперечисленные риски наиболее эффективно.
Самый эффективный метод оптимизации рисков в данной категории отношений – это реализация следующих действий:
- анализ существующей на студии ситуации, получение "общей картины" существующей команды;
- подбор наиболее подходящей правовой модели регулирования отношений внутри конкретной группы дизайнеров;
- создание системы взаимосвязанных документов, фиксирующих правила выбранной модели;
- запуск команды по новым правилам и наблюдение за функционированием команды, внесение поправок в документы в случае необходимости.
Другими словами, – "оздоровление" любой сформировавшейся команды, как правило, надо начинать с самого начала. "Точечные" поправки не эффективны.