Требования заказчика к подрядчику. Споры с подрядчиками по ремонту

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Договор подряда на ремонт квартиры или иного помещения – сделка прибыльная, но вместе с тем весьма ответственная. Подрядчик на объекте несет ответственность за все: за сроки, за качество выполнения работ, за ущерб объекту ремонта, за привлеченных им субподрядчиков, за соответствие ремонта проекту, и еще много за что.
Ситуация, при которой заказчик инициирует спор и предъявляет требования к подрядчику – весьма популярна и распространена. У профильных юристов по сути есть готовые, отточенные годами практики схемы «развода» подрядчиков на деньги. И как показывает практика – пользоваться ими они отнюдь не стесняются.
Наиболее популярные требования заказчика к подрядчику обычно это: требования по срокам и требования по качеству работ. И каждое из них чревато для подрядчика значительными убытками. Ответственность подрядчика перед заказчиком значительно усиливается в случае, если к их отношениям применяется Закон РФ «О защите прав потребителей». В таких случаях общая сумма исковых требований заказчика к подрядчику запросто может превысить общую сметную стоимость работ и материалов по сделке с ним.
В данной статье мы рассмотрим две наиболее популярные категории требований заказчиков к подрядчикам в рамках выполнения ремонта и отделки: требования по срокам выполнения и требования по качеству выполненных работ.

Ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ

Споры с подрядчиками по срокам выполнения работ – самые популярные, потому что они самые простые для заказчиков (или их представителей). В рамках споров по срокам требования заказчиков к подрядчикам могут быть следующими:
  • О выплате неустойки за просрочку выполнения работ.
  • О возмещении убытков, возникших вследствие нарушения сроков выполнения ремонта или строительства.
Почему споры по срокам так просты и популярны? По двум причинам:
  • Во-первых, будем честны, подрядчики действительно сплошь и рядом нарушают сроки выполнения ремонта. Да, иногда это происходит частично по вине заказчика, но зачастую просрочки подрядчиков настолько продолжительны, что полностью оправдать их действиями или бездействием заказчика практически невозможно. Сроки выполнения ремонта тотально нарушаются подрядчиками. Мы не беремся объяснить или даже просто комментировать это явление, но констатировать его вынуждены: сроки выполнения ремонта или строительства нарушаются подрядчиками буквально в 90% случаев, при этом как минимум в половине случаев они нарушаются сильно. Этим и объясняется простота таких споров для заказчика: ему не надо ничего выдумывать, нарушение – вот оно, пожалуйста.
  • Во-вторых, споры по срокам относительно быстро и легко рассматриваются судьями. Почему? Да просто потому, что в рамках таких споров обычно не требуется никакая экспертиза, которая могла бы осложнить рассмотрение спора. Более того, заказчику (или его юристу-представителю) достаточно лишь указать судье на факт просрочки подрядчика, и все. А вот подрядчику (или его юристу-представителю) приходится каждый раз изобретать способ доказывания своего добросовестного поведения, собирать доказательства в пользу отсутствия просрочки или уважительности причин ее возникновения, представлять их суду.
Разберем подробнее требования, которые обычно предъявляются заказчиками ремонта в спорах по срокам.

Неустойка за нарушение срока выполнения ремонта

Большинством договоров подряда на ремонт предусмотрена неустойка за просрочку выполнения работ подрядчиком. Обычно договорная ставка неустойки является весьма лояльной и составляет от 0,01% до 0,1% от цены просроченных работ за каждый день просрочки. Чаще всех вы встретите именно вариант со ставкой 0,1% в день. При этом обычно предусмотрен еще и верхний предел суммы неустойки в размере, скажем, 10%. То есть наиболее популярный вариант условия о неустойке за просрочку ремонта может звучать примерно так: «В случае нарушения сроков выполнения Подрядчиком работ Заказчик вправе потребовать выплаты неустойки в размере 0,1% от цены просроченных работ за каждый день просрочки, но не более 10% в целом».
Вроде бы звучит весьма лояльно, не так ли?
Так и есть. Давайте разберем финансовые риски такой неустойки на конкретном примере.
Например, общая сметная стоимость работ составляет 3 млн руб., общий срок выполнения работ – 6 месяцев. Допустим, к исходу этого срока подрядчик успел выполнить и сдать по актам приема-передачи работы на сумму 2 млн руб., соответственно работы на оставшуюся сумму в 1 млн руб. – просрочены подрядчиком. Скажем, на 2 месяца, то есть – на 60 дней.
В этом случае расчет неустойки будет выглядеть следующим образом:

1 000 000 руб. х 0,1% х 60 = 60 000 руб.

Таким образом, если применять подобную договорную неустойку, то подрядчик, который на 2 месяца просрочил работы на сумму 1 млн руб. должен будет заплатить своему заказчику неустойку в сумме 60 000 руб. за такую просрочку.
Обидно, но вполне терпимо.
Так? Так. Но далеко не всегда.
Если ваш заказчик – физическое лицо (не «юрик»), и объект ремонта или строительства – это его квартира или частный дом для проживания, то к вашим отношениям дополнительно применяется также Закон РФ «О защите прав потребителей».
Этим законом тоже предусмотрена неустойка к подрядчику за нарушение сроков выполнения работ. И она гораздо выше. На порядки. Важно понимать, что если все условия для применения «потребительского» закона соблюдены, то заказчик-потребитель вправе проигнорировать договорную неустойку. И применить неустойку, предусмотренную законом. Это его право, оно неотъемлемо.
Какая неустойка к подрядчику предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителей»?
Ставка такой неустойки составляет 3% в день, а верхний предел – 100 %.
Сравните: популярная договорная ставка неустойки составляет 0,1% в день, а установленная законом – 3% в день. «Законная» неустойка в 30 (!!!) раз выше среднестатистической договорной.
Вернемся к нашему примеру, где подрядчик просрочил часть работ на общую сумму 1 млн руб. на срок 60 дней и рассчитаем сумму неустойки с применением правил, установленных «потребительским» законом:

1 000 000 руб. х 3% х 60 = 1 800 000 руб.

Сумма неустойки получилась больше цены просроченных работ, поэтому применяем правило о верхнем пределе неустойки в 100% и получаем неустойку, равную 1 000 000 руб., то есть в 15 раз больше, чем размер средней договорной неустойки в подобной ситуации!
Таким образом, ответственность за нарушение сроков подрядчиком сильно зависит от того, применим ли к отношениям сторон Закон РФ «О защите прав потребителей». Если он не применяется (например, если ремонт выполняется в офисе или ином коммерческом объекте, либо если заказчик – «юрик»), то сумма неустойки будет относительно невысокой и посильной для подрядчика. Если же заказчик – потребитель («физик», и ремонт в жилой квартире или доме), то неустойка увеличивается на порядки и становится весьма существенным риском для подрядчика.

Убытки, возникшие вследствие нарушения сроков выполнения работ

Вторая категория требований, связанных с просрочкой ремонта или строительства – это возмещение убытков. Такие требования являются более редкими так как:
  • Не всегда у заказчиков возникают конкретные убытки вследствие нарушения сроков ремонта;
  • Не всегда заказчики могут доказать прямую взаимосвязь между нарушением подрядчиком сроков выполнения работ и возникновением убытка;
  • Не всегда заказчики могут доказать конкретные размеры (суммы) убытков. Выдуманные суммы судами не принимаются.
Поэтому требования о взыскании убытков с подрядчиков в связи с нарушениями сроков выполнения работ – гораздо более сложны и редки на практике, чем совершенно «простые» требования о взыскании неустойки.
Однако «редки» - не означает, что их нет. В нашей практике неоднократно были случаи попыток заказчиков по взысканию с подрядчиков компенсаций расходов на аренду жилища за период просрочки ремонта или строительства.

Ответственность подрядчика за качество работ

Вторая категория споров с подрядчиками ремонта – споры по качеству работ.
Споры по качеству подрядных работ – популярны и весьма коварны. Почему? Потому что:
  • Во-первых, в таких спорах очень сложно «выиграть».
  • Во-вторых, в таких спорах ответственность подрядчика за недостатки работ может оказаться неожиданно значительной.
Начнем с первого пункта. Согласно которому в таких спорах очень сложно «выиграть».
Следует понимать механику рассмотрения судами споров о качестве ремонтно-отделочных работ. Если заказчик в суде утверждает, что работы выполнены с недостатками, и в этой связи предъявляет к подрядчику какие-либо требования, то суд, в первую очередь, предложит заказчику доказать факт наличия недостатков и обоснованность заявленных им ко взысканию сумм. С этой целью заказчики обычно проводят экспертизу качества ремонтно-отделочных работ. Каким-либо иным образом установить наличие и масштабы недостатков в суде – практически невозможно. Таким образом, исход спора о качестве ремонтных работ, а вместе с ним – ответственность подрядчика за выполненные работ – целиком и полностью зависят от заключения эксперта.
В подавляющем большинстве случаев заключения экспертов по поводу качества выполненных работ – разгромные для подрядчика. Почему так происходит? По двум причинам:
  • Во-первых, опять же, будем честны, качество выполняемых работ действительно часто оставляет желать лучшего. Мягко скажем. Подрядчики действительно часто выполняют работы «абы как», руками неквалифицированных мастеров. Это реальность, которую сложно отрицать.
  • Во-вторых, популярность отрицательных заключений объясняется также наличием довольно высоких формальных стандартов качества, предусмотренных различными нормами и стандартами (ГОСТ, СП и пр.). И далеко не все эксперты разбираются в вопросах обязательности соблюдения отдельных ГОСТов, не отличают обязательные нормы от добровольных и т.д. Многие эксперты зачастую рассуждают очень просто «Если есть ГОСТ, значит он должен соблюдаться». Анализ действующего законодательства опровергает такое предположение, однако до каждого эксперта нам это донести пока не удалось. В итоге – результаты работы многих подрядчиков могут «раздраконить» и признать некачественными исключительно по формальному признаку, несмотря на то, что фактически ремонт выполнен прекрасно, и заказчик с удовольствием будет пользоваться результатом работ.
Так или иначе, но в подавляющем большинстве случаев заказчики действительно получают необходимое им отрицательное заключение по вопросу качества выполненных подрядчиком работ и используют его в суде. А механика рассмотрения судом таких дел, напомним, такова, что исход спора на 98% зависит от заключения эксперта. Хотя формально судьи имеют право не соглашаться с экспертным заключением, но на деле правом этим они пользуются крайне редко и в исключительных случаях.
Напомним, ответственность подрядчика за качество работ возникает при условии наличия доказательств ненадлежащего качества работ. А как отмечено выше, подготовить такие доказательства для заказчика в целом несложно.
Разумеется, подрядчик также может не согласиться с выводами эксперта и либо провести свою экспертизу (если спор находится на досудебной стадии), либо ходатайствовать о проведении независимой судебной экспертизы качества ремонтных работ (если спор уже в суде). И действительно, часто бывает так, что проведенная по инициативе подрядчика «контрэкспертиза» значительно улучшает для него ситуацию и приводит к уменьшению размером ответственности подрядчика. Однако – обычно лишь к уменьшению, а не к полному ее устранению. Напомним, недостатки работ обычно действительно есть. И – да, подрядчик никогда не застрахован от того, что проведенная по его инициативе «контрэкспертиза» наоборот еще больше ухудшит его ситуацию.
Далее разберем масштабы ответственности подрядчика за качество выполненных работ.
Размеры ответственности зависят от заявленных заказчиком требований и содержания экспертизы. Обычно заказчики в связи с недостатками работ требуют:
  • Вернуть деньги за некачественно выполненные работы;
  • Возместить убытки, возникшие вследствие некачественного выполнения работ.
Наиболее опасным является как раз второе требование – о возмещении убытков. Убытки заказчика зачастую превышают сметную стоимость самих работ, выполненных с недостатками.
Возьмем весьма наглядный пример из нашей практики: подрядчик выполнил стяжку пола в апартаментах, дальше продвинуться в ремонте не успел, так как по отвлеченной причине разругался с заказчиком. Заказчик захотел мести и решил судиться с подрядчиком по качеству работ. По заявлению заказчика была выполнена досудебная экспертиза качества укладки стяжки, в рамках которой эксперт признал ее абсолютно некачественной, выполнил расчет устранения недостатков и получил сумму, в три раза превышающую стоимость стяжки и материалов.
Заказчик обратился с этим заключением в суд и потребовал выплатить сумму, в три раза превышающую стоимость проделанных подрядчиком работ и материалов. Почему же стоимость устранения недостатков оказалось настолько завышенной? Потому что:
  • Необходимо демонтировать и утилизировать некачественную стяжку. А это тоже работы, которые имеют определенную цену.
  • Необходимо демонтировать и утилизировать элементы инженерных систем, вмонтированные в эту стяжку.
  • Необходимо выполнить ряд восстановительных работ в отношении оснований стен, которые неминуемо пострадают при демонтаже стяжки.
  • Необходимо вновь закупить материалы для укладки стяжки, а также элементы инженерных систем.
  • Необходимо вновь смонтировать стяжку и инженерию. Только на этот раз качественно.
Теперь понятно, откуда берутся трехкратные суммы убытков?
К слову, конкретно в том споре мы добились проведения независимой судебной экспертизы, которой удалось существенно (более чем в два раза) сократить насчитанные суммы убытков. Но опять же – удалось лишь улучшить ситуацию, но не полностью освободить подрядчика от ответственности.
Почему? Да потому что, напомним, в подавляющем большинстве случаев подрядчики действительно выполняют работы с недостатками. И несут за это ответственность.
Вывод
Подрядчики ремонтных работ несут значительную ответственность как за сроки, так и за качество выполнения работ.