Выгоден ли патент для дизайнера?

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Не так давно в России была введена патентная система налогообложения (ПСН).
Если обывательски максимально упростить суть патентной системы, то она сводится примерно к следующему: предприниматель "покупает" у государства право заниматься определенным видом деятельности в течение определенного периода времени без каких-либо дополнительных налоговых выплат.
"Покупает" - не даром взято в кавычки. На самом деле та сумма, которую платит предприниматель "за патент" - это и есть налог.
Иными словами, предприниматель сначала платит налог, а затем - занимается бизнесом, уже не думая ни о каких налогах в течение периода действия патента.
Удобно? Еще как. Особенно, учитывая, что доходы на патенте даже не надо декларировать!
Не удивительно, что как только патентная система стала действовать во всех регионах России, - предприниматели буквально встали за ним в очередь.
Итак, главные "фишки" патента сводятся к следующему:
  • Сумма налога не зависит от суммы фактического дохода. Вы заранее платите фиксированную сумму, после чего получаете полный "карт-бланш" от налоговой и можете получать какой угодно доход без дополнительной налоговой нагрузки. Впрочем, одно ограничение все же есть: если доход превысит сумму в 60 000 000 рублей, то с патента вы "слетите".
  • Доходы не надо декларировать. Нет никакой необходимости формировать и сдавать декларации.
Следует отметить, что патент можно получить исключительно в отношении тех видов деятельности, которые прямо предусмотрены в Налоговом кодексе (ст. 346.43 НК РФ).
Для дизайнеров интерьеров также предусмотрен патент. Вид деятельности под пунктом 27 в списке допустимых звучит как "Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления".
Формулировка, надо отметить, довольно размытая.
Сразу возникает много вопросов:
  • Разработка дизайн-проекта - относится к услугам оформления интерьера?
  • Авторский надзор - подпадает под патент?
  • Комплектация - подпадает под патент?
  • Патент "действует" только на сделки по дизайну жилых помещений?
  • Могут ли в качестве заказчиков выступать юридические лица?
Ответы на эти вопросы можно найти в Письме Минфина от 29 мая 2013 года "03-11-12/19595.
Во-первых, патент можно применять в отношении всякой деятельности дизайнера интерьера, предусмотренной кодом 74.10 ОКВЭД (ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2)).
Во-вторых, - да, применять патент можно только при работе с жилыми помещениями.
В третьих, - да, в качестве заказчиков могут выступать юридические лица. Лишь бы помещения были жилыми.
На вопросы "подпадают ли под патент доходы от авторского надзора и комплектации" - однозначного ответа пока нет. Комплектация - по своей юридической природе услуга немного "далекая" от художественной деятельности. Поэтому здесь есть определенные сомнения в отношении возможности дизайнеров применять патент.
Но самым главным является вопрос "Действительно ли патент выгоден для дизайнера?"
Практически все дизайнеры и студии в своей практике применяют "упрощенку" (УСН 6%).
Поэтому, обдумывая патент, они всякий раз сравнивают его именно с упрощенкой.
При этом логика рассуждения в большинстве случаев следующая: "на упрощенке я плачу 6% с дохода, а на патенте - фиксированную сумму, вне зависимости от размера дохода. Значит - надо подставить "цену" патента в качестве суммы налога на упрощенке и высчитать соответствующий доход. Если я зарабатываю больше суммы такого дохода, то патент для меня выгоден. Если нет - то убыточен".
Сразу следует отметить, что логика рассуждений при этом в целом верная. Действительно, алгоритм оценки "привлекательности" патента - должен быть примерно таким. Однако, в своих рассуждениях дизайнеры практически всегда упускают из виду еще одну очень важную переменную - сумму обязательных страховых взносов предпринимателя "за себя".
Следует знать, что при применении "упрощенки" предприниматель вправе уменьшать сумму налогов на сумму страховых выплат (на 100%, если нет сотрудников и на 50%, если сотрудники есть), а вот "цена" патента на сумму страховых выплат - НЕ уменьшается.
Это означает, что при использовании "упрощенки" - предприниматель может "сэкономить" сумму страховых взносов, а при использовании патента - нет.
Рассчитаем, с какого момента дизайнеру становится выгодно применять патент.
Итак, применим логику расчета, изложенную выше. Но сразу исключим популярную ошибку и примем во внимание важную переменную - страховые взносы.
Рассчитаем выгодный момент перехода на патент на примере дизайнера-предпринимателя, работающего в Москве в 2017 году.
Переменные:
  • "Цена" патента - 39 600 рублей (для г. Москвы на 2017 г.).
  • Сумма страховых - 27 990 рублей (пока берем во внимание лишь фиксированные платежи в ФФОМС и ПФР в 2017 г.).
Далее - высчитываем минимальную необходимую сумму оборота (МСО) по следующей формуле:
МСО = (Цена патента + Страховые взносы) / 6 * 100
Подставляем значения, получаем:
МСО = (39 600 + 27 990) / 6 * 100
МСО = 1 126 500 рублей.
Следовательно, для дизайнера в Москве в 2017 году патент становится по-настоящему выгоден лишь при условии, если сумма годового дохода дизайнера превышает 1126500 рублей.
Если сумма дохода дизайнера в Москве в 2017 году - ниже 1126500 рублей, то более выгодной системой налогообложения для него будет являться не патент, а "упрощенка" 6%.
Мы рассчитали частный случай - именно для дизайнеров Москвы и именно на 2017 год. В следующем году, цифры изменятся, т.к. поменяется размер страховых взносов, а также скорее всего поменяется "цена" патента. Для других населенных пунктов нашей страны необходимое значение МСО также будет отличаться, т.к. "цена" патента устанавливается на местах.
Тем не менее, теперь вы можете самостоятельно рассчитать, выгоден ли для вас патент. Выясните актуальные значения "цены" патента и суммы страховых, подставьте их в формулу выше - и вы узнаете минимальную необходимую сумму оборота, при которой патент становится выгодным.
Кстати, представленная выше формула тоже не является абсолютно точной. В идеале - рассчитывать "привлекательность" патента по отношении к "упрощенке" надо не на год, а как минимум на два года вперед, и при этом следует учитывать тот "хвостик" страховых взносов, который вы выплачиваете в случае если доход составил более 300 000 рублей.
Тем не менее, если пренебречь высокой точностью, приведенного метода вполне достаточно для осознанного ответа на вопрос "выгоден ли патент для дизайнера интерьеров"?
Вывод
Патентная система налогообложения - нередко действительно позволяет сэкономить на налогах. Но только в том случае, если при расчете "привлекательности" патента дизайнер учитывает все необходимые факторы.