Необходим ли договор в отношениях с клиентом?

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Будучи практикующим юристом и в основном специализируясь на правовом сопровождении деятельности дизайнеров, я привык общаться с уже состоявшимися дизайнерами и студиями дизайна, "пеленочный возраст" и соответствующие проблемы у которых уже позади.

Помимо непосредственно оказания юридических услуг, я также часто выступаю перед дизайнерами в рамках вебинаров и очных мероприятий. И почти на каждом выступлении, посвященном вопросам отношений "дизайнер – заказчик", я всегда делаю особо сильный акцент на утверждениях:
  • работать с клиентами надо только на основании договора,
  • договор должен быть составлен грамотно, с учетом специфики работы дизайнера,
  • дизайнер должен быть способен воспользоваться договором и защитить свои права.

Но самое главное, что я всегда подчеркиваю – договор должен быть.

Как-то я выступал на конференции "Эффективное проектирование, визуализация и строительство", проводимой моими коллегами в Москве. Общая тематика конференции – повышение эффективности работы дизайнеров и проектировщиков. Рассматривались не только вопросы прикладного характера (как оптимизировать работу в программах, как работать в программах и т.д.), но и организационные вопросы, связанные непосредственно с ведением бизнеса в сфере дизайна.

Я почти два часа заливался соловьем на тему того, что работать необходимо исключительно на основании договора, что в противном случае у клиента развязаны руки, и никаких специальных правил в вашей работе не предусмотрено, что большинство конфликтов являются следствием отсутствия правил, закрепленных в договоре и тому подобное. Также я рассказывал каким именно должен быть договор, что он должен в себя включать, какова его специфика и прочее.

После выступления ко мне подошел мой друг и коллега – Алекс Скидель и взял у меня интервью для своих подписчиков. Помимо прочих, он задал мне следующий вопрос:
– Так что же, работать с клиентами необходимо только на основании договора?
– Да, и только так, – ответил я. – В противном случае дизайнер рискует попасть в зависимость к клиенту и выйти из этой ситуации крайне тяжело, по крайней мере, используя правовые методы.
– А как быть с теми, кто еще только-только начинает частную практику и даже еще не наработал портфолио?

Тут я понял, что из моего императивного правила есть одно яркое исключение.
Действительно, новичкам не стоит сильно волноваться о вопросах составления договора.
Основная задача начинающего дизайнера (проектировщика, разработчика, программиста) – как можно более прочно укрепиться на рынке предоставления дизайнерских услуг. Что для этого требуется? Богатое портфолио, безупречная репутация и запуск "сарафанного радио". И хотя это не единственные компоненты успешной студии, но весьма значимые.

Именно на этих вопросах следует сконцентрироваться начинающему дизайнеру. С целью формирования портфолио и получения положительных отзывов, иные готовы работать вообще бесплатно и терпеть при этом прихоти клиентов. Что на ранних стадиях профессионального роста – весьма оправдано.

В этот период вполне допустимо работать без договоров. Более того, молодой начинающий дизайнер, без портфолио, отзывов и опыта, который размахивает договором и просит клиента подписать здесь и здесь – выглядит довольно нелепо. особенно учитывая, что в 99% случаев договор в его руках им же не прочитан, а если и прочитан – то не понят уж точно.
Выглядит это действительно довольно смешно, поэтому если вы – начинающий дизайнер, то не смешите своих клиентов, а лучше предоставьте им качественный проект в разумные сроки. И скоро от клиентов будете отбиваться.

Но а если вы – уже состоявшийся дизайнер, с уже сформировавшейся репутацией, – то повторю еще раз: работать надо исключительно на основании договора.

Особенно, если вы работаете от имени юридического лица. Здесь вообще без вариантов. Договор и акт приема-передачи проекта – это основания для получения вами оплаты от клиента, и если налоговая решит проверить вашу организацию, то все должно быть кристально прозрачно и чисто. Все договоры должны быть. Да и вообще, все сделки юридических лиц между собой или с гражданами – в соответствии со ст. 161 ГК РФ, должны быть заключены только в письменной форме.

Еще один важный момент: если вы работали с клиентом без договора, и у вас случился конфликт, то не рассчитывайте на полноценную правовую помощь при разрешении этого конфликта.

Дело в том, что любой юрист, защищая интересы той или иной стороны сделки, всегда сначала должен доказать факт наличия этой сделки, так как именно из нее вытекают права и обязанности сторон. Без договора полноценно доказать факт сделки практически невозможно, а значит – невозможно привлечь какую-либо из сторон к гражданской ответственности.
Объясняя это дизайнерам, я в большинстве случаев слышу вопрос "Неужели закон не может защитить меня?". Вопрос очень популярный. Задается он обычно весьма картинно. Настолько, что подозреваю соответствующую сцену из какого-нибудь популярного фильма, который не довелось посмотреть лишь мне одному.

На этот вопрос я обычно отвечаю коротко: "если вы хотите, чтобы закон вам помогал – дайте закону возможность сделать это. Работайте в рамках закона, полностью оставаясь в правовом поле изначально".

Каждый дизайнер должен понимать, что отказываясь от работы по договору, он тем самым добровольно отказывается от полноценной правовой помощи при разрешении вероятных конфликтов с клиентами.

Поэтому, если вы захотите обратиться ко мне или другому юристу с просьбой разрешить сложившейся конфликт с клиентом – сразу будьте готовы предоставить договор, так как запрос договора – это первое что вы услышите от юриста.

Выводы:
  • Если вы – начинающий дизайнер, еще не укрепившийся на рынке оказания дизайнерских услуг, – то вам следует уделить внимание вопросам формирования портфолио и положительной репутации, а не вопросам грамотного договора с клиентами и привлечения клиентов к гражданской ответственности. В противном случае – все это будет выглядеть довольно глупо.
  • Если вы – уже практикующий дизайнер, и основная цель вашей деятельности – извлечение прибыли, то вам следует как можно более тщательно отнестись к вопросам договорного регулирования отношений с вашими клиентами. Таким образом – вы сможете обеспечить себе практически бесконфликтную рабочую среду.
  • Если у вас случился какой-либо конфликт с клиентом, а договора нет – значит полноценная правовая поддержка для вас практически недоступна, и виноваты в этом исключительно вы.
  • Если в случае конфликта договор присутствует, если он составлен грамотно и с учетом соблюдения ваших интересов, если при этом с вашей стороны нарушений договора не было, – то вы имеете полноценные правовые рычаги воздействия на вашего клиента. Да, в предыдущем предложении было много "если", но именно соблюдение этих условий отличает профессионала от дилетанта.

И общий вывод из всего вышесказанного: если цель вашей дизайнерской деятельности – извлечение прибыли, то работать следует исключительно на основании грамотно составленного договора.
Вывод
Если вы новичок и нарабатываете портфолио, - вопрос договора для вас не столь актуален. Если же у вас студия, и основная цель деятельности - извлечение прибыли - грамотные договоры необходимы обязательно.