Интервью для портала Design Basic Decor

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
На вопросы представителя портала Design Basic Decor отвечает Сергей Тимофеев, - юрист в сфере дизайна, руководитель юридической службы "12 Правил". Текст интервью на портале опубликован здесь.
~
Как и почему вы пришли к работе с дизайнерами интерьера?
В студенческие годы, с начала 2000-х, я занимался в качестве хобби трехмерным моделированием. Я сам делал трехмерные визуализации интерьеров и очень много на этой почве работал с дизайнерами и студиями дизайна. Но впоследствии, в рамках обучения на юридическом факультете, я переключился на профильную работу.
Но тот период сотрудничества с дизайнерами позволил мне выявить множество проблем правового характера в работе студий и частной дизайнерской деятельности. Выявить множество уязвимостей во взаимоотношении с заказчиками, в отношениях с собственными коллегами.
И уже став квалифицированным юристом, я решил, что будет правильным и интересным работать в рамках узкой специализации – урегулированием правовых вопросов в сфере дизайн-бизнеса.
Расскажите об основных направлениях службы "12 правил".
Моя деятельность прежде всего соотносится с лозунгом «Любые проблемы гораздо проще предотвратить, чем решать их по факту возникновения».
Во главу угла я ставлю не разрешение сложившихся проблем, хотя это деятельность, которой я тоже занимаюсь. Основной упор я делаю на превентивную работу. Это подготовка грамотных документов для дизайнеров, обучение тому, как пользоваться этими документами, обучение юридически грамотному поведению в рамках исполнения сделок.
Это позволяет любые конфликты принимать во всеоружии. Часто бывает так, что дизайнер прав, сделал хороший проект, вовремя. И при этом в рамках спора с заказчиком, который обвиняет его в невыполнении работ, дизайнер проигрывает спор. Так происходит потому, что дизайнер формально не может доказать свою правоту. Он юридически неграмотно себя вел в рамках исполнения сделки, и в итоге не может доказать свою правоту.
Поэтому превентивная работа, работа по обеспечению дизайнера необходимой документацией, необходимыми навыками, на мой взгляд, важнее, чем любые попытки решать уже сложившиеся проблемы. И основное направление моей деятельности – это предотвращение проблем.
Опишите портрет вашего клиента.
Есть несколько категорий моей целевой аудитории. Самая популярная – это частный дизайнер, преимущественно женщина, в возрасте 27–34 года с определенным стажем в дизайнерской деятельности. На текущем этапе своей деятельности она столкнулась с формальными юридическими проблемами в отношении с заказчиком, и пришло понимание, что работать наобум дальше нельзя.
На втором месте стоят вполне сформировавшиеся студии дизайна со стажем работы от 5 лет как минимум. И, разумеется, у них есть проблемы юридического характера – это и неустроенность отношений с заказчиками, и неустроенность отношений с сотрудниками и привлеченными внештатниками и иные проблемы.
Когда эти проблемы достигают критической массы, возникает необходимость в их разрешении. И с такими клиентами мы занимаемся полной юридической оптимизацией бизнеса. Тогда я выполняю подробный анализ функционирования этой бизнес-единицы: анализ состава услуг, регламента производства оказания услуг, все внутренние отношения студии. Все это впоследствии передается в форме документов с подробнейшими инструкциями.
Третья категория - начинающие дизайнеры, которые хотят зайти на рынок. Они, как правило, еще сами не выработали тех регламентов взаимодействия с заказчиками, которые следует задокументировать, и в этой ситуации мы дополнительно им подсказываем необходимые шаги.
Помимо проблем в отношениях дизайнер-клиент с какими категориями отношений еще приходят дизайнеры к юристу?
Дизайнер-заказчик – это наиболее популярная категория отношений, с которыми приходится работать. Ведь отношения с заказчиками – это не только дизайн-проект, это еще и комплектация, авторский надзор. По комплектации, особенно агентской, ставки бывают очень высокими. Через дизайнера проходят значительные суммы. И, разумеется, у дизайнера возникает потребность максимально регламентировать эти отношения, чтобы не получилось так, что клиент может легко обвинить исполнителя в присвоении значительных сумм, выданных под отчет.
Также есть отношения с поставщиками. Сделка, в рамках которой дизайнер занимается привлечением покупателей на товары поставщика, – Весьма популярна. И, разумеется, дизайнеры хотят, чтобы их права в отношении вознаграждения за привлечение покупателей были защищены.
Также популярной категорией отношений является дизайнер – государство. Это вопросы, связанные с регистрацией дизайн-бизнеса, налогообложением, отчетностью. Но здесь неожиданных подводных камней нет, потому что это строго регламентированные отношения. Здесь, как правило, нужно выбрать организационно-правовую форму, подходящую систему налогообложения или комбинацию этих систем.
Дизайнер часто использует комбинацию «упрощенка» плюс «патент». И нужно знать, где какие грабли. Например, если на «упрощенке» предприниматель не сдает вовремя декларацию, то ему страховые взносы за отчетный период могут засчитать по максимуму.
Очень важная категория отношений дизайнера с другими дизайнерами, как со штатными сотрудниками, так и с внештатниками. Часто дизайнеры привлекают визуализаторов, чертежников, других дизайнеров. И необходимо правильно «устаканить» их взаимоотношения, потому что от этого зависит и распределение исключительных прав на результат работ, и оплата и распределение рисков.
Ведь когда дизайнер привлекает другого сотрудника на выполнение работ, то перед основным заказчиком продолжает отвечать сам дизайнер. И если исполнитель его подводит, то убытки несет прежде всего дизайнер. Он вправе эти убытки потом возместить за счет лица, нарушившего обязательства. Но возможно это только в том случае, если отношения сторон правильно зафиксированы, если есть все соответствующие сделки.
Когда мы говорим о юридической упаковке дизайн-студии как некоего оформившегося субъекта, то там, как правило, происходит проработка всех направлений отношений.
Назовите три основные проблемы, с которыми дизайнеры приходят к вам сейчас.
Самая популярная проблема – отсутствие необходимых документов для работы. Вторая по популярности проблема – заказчик недоволен, прислал претензию, такие-то требования предъявляет, что мне делать. Третий повод для обращения – в какой форме регистрироваться, какую форму налогообложения выбрать.
Бывают ли у вас постоянные клиенты?
Да, конечно, у меня есть клиенты, с которыми мы работаем годами. Чаще всего схема работ выглядит следующим образом. Сначала студия обращается за полной юридической оптимизацией. Затем, получив полную «юридическую амуницию», тем не менее чувствуется необходимость в сопровождении текущей работы, и мы оформляем сделку на абонентское сопровождение. И уже в рабочем формате продолжаем решать вновь возникающие вопросы.
Служба «12 правил» работает с 2014 года. По вашим наблюдениям, поменялись ли за эти 4 года проблемы, с которыми приходят дизайнеры?
Субъективно, раньше вопросы и споры решались чаще на обывательском уровне. Были претензии и обиды, но до суда дело доходило значительно реже. Это касается не только дизайн-бизнеса.
Также есть качественное отличие текущей ситуации по отношению к 2010-2012 гг. Если раньше дизайнерам приходилось объяснять и буквально убеждать заключать договор с заказчиками, то сейчас этот вопрос уже не стоит. Дизайнеры в целом осознали, что работать надо на основе договора. Сейчас вопрос другой: «А что должно быть в этом договоре? Каково должно быть его содержание?».
Первые три действия, которые должен сделать дизайнер интерьера, если на него подали в суд по проблемам реализации дизайн-проекта.
Во-первых, дизайнер должен успокоится, потому что все начинают жутко нервничать, паниковать. Затем, прочитать свой договор. Грустно это советовать, когда конфликт уже случился, потому что дизайнер должен знать свой договор всегда и заранее. Но если все-таки предъявили претензию, нужно прочесть договор.
Второй шаг – посмотреть, какие из договорных требований реально исполнены. Если, условно, в срок до 30-го числа текущего месяца дизайнер должен сдать проект, в который входят планировочное решение, комплект визуализации, схемы расположения и т.д., то он должен максимально объективно оценить – сделано это или нет. Были ли направлены заказчику те листы проекта, в той форме и в те сроки, которые заявлены сделкой.
И третье – проанализировать заявленные требования. И если заказчик, например, обвиняет, что дизайнер ничего не сделал и если дизайнер правда ничего не сделал, то «пальцы не гнуть», а идти на компромисс. Потому что у дизайнеров действительно бывает так, что они ничего не сделали, заказчик абсолютно справедливо и обоснованно начинает возмущаться, но дизайнеры с шашкой наголо бегут в спор. Такие споры обречены, поэтому не следует в них ввязываться. Это первые три шага.
Но у меня есть еще и альтернативный ответ. Нужно совершить одно действие – подготовить договор и все документы, которые были составлены в рамках этой сделки, приложить к ним текст претензии и направить все это юристу на анализ. Я такой анализ всегда выполняю бесплатно в рамках предварительной юридической консультации.
Это более грамотно, потому что дизайнер, так или иначе, наверняка пропустит важные особенности, нюансы при анализе ситуации. Юрист такого не пропустит и, исходя из анализа договора, фактических действий дизайнера и анализа требований клиента сможет сделать вывод – обоснованы ли требования заказчика, и какова должна быть позиция дизайнера в ответ на эту претензию. Либо он полностью или частично соглашается с заявленными требованиями и действует так, как от него ждет клиент, либо он может спорить и отстаивать свою точку зрения в отношении предмета спора.
Поэтому юридический анализ лучше доверить юристу. Ведь на этой стадии ошибка может оказаться очень дорогой. Часто между сторонами действует Закон «О защите прав потребителей». Он существенно увеличивает ответственность предпринимателя (дизайнера) в том случае, если дизайнер не сразу исполняет законные требования потребителя. А ответственность может увеличиться в три раза путем применения неустойки и штрафа согласно Закону «О защите прав потребителей». И если претензия действительно обоснована и спорить с этим никак нельзя, лучше исполнить ее. В противном случае спор выйдет гораздо дороже.
Но если дизайнер хочет сам решать свои проблемы, то первые три действия – это анализ договора, анализ ситуации, анализ претензии и сопоставление всех этих трех факторов.
Какой процент споров доходит до суда?
Навскидку минимум процентов 70 споров заканчиваются на досудебном этапе. Причин этому несколько. Первая – мы реально находим компромисс и конфликт исчерпывается на этом. Вторая причина – мы доносим до заказчика обоснованную позицию, свои контраргументы, убеждаем в том, что наша позиция твердая и в случае спора, который может занять год в суде, заказчик ничего не получит, а, наоборот, понесет убытки, связанные с судебными издержками. На этом заказчик успокаивается. Третья причина, по которой спор завершается на досудебном этапе – когда заказчики угрожают судом, но не потому, что реально готовы развивать конфликт, а потому, что прощупывают дизайнера. Повелся на угрозу, вернул аванс – хорошо, не повелся, не вернул аванс – ну ладно, значит не получилось.
Споры же, которые доходят до суда, часто удается разрешить быстро в порядке мирового соглашения в суде. То есть мы не разыгрываем полный процесс до вынесения решения, а всегда стараемся договориться в рамках процесса. И в этих случаях состоится одно, максимум два, заседания. Затем суд утверждает мировое соглашение, и мы расходимся.
А ситуации, когда спор доходит до суда, дело полностью рассматривается по существу, потом идем на апелляцию, еще выше и т.д. – таких случаев мало. Главным образом потому, что обе стороны спора высоко ценят свое время.
Что вы посоветуете читать, смотреть дизайнерам для повышения юридической грамотности?
Сложно указать конкретный нормативный источник. Я стараюсь эту задачу для дизайнеров максимально упростить и сам готовлю учебные материалы. На моем сайте 12pravil.ru есть раздел «Обучение», где функционирует мастер-группа – регулярные онлайн занятия, в рамках которых мы разговариваем по конкретным темам. Функционируют курсы, которые также можно пройти, например, «Дизайн-проект. Правовые аспекты», «Авторский надзор. Правовые аспекты».
А если из открытых источников, я думаю, абсолютно каждому дизайнеру необходимо быть знакомым с положениями Закона «О защите прав потребителей». Именно этот закон позволяет заказчикам подчас немало злоупотреблять своими правами и взыскивать с дизайнера гораздо большие суммы, чем они им заплатили. Поэтому Закон «О защите прав потребителей» в принципе должен знать каждый предприниматель, работающий в секторе B2C.
Учитывая, что договор на разработку дизайн-проекта – это сделка, которая квалифицируется судами как договор подряда, будет полезно также изучить главу Гражданского кодекса, посвященную регламенту договора подряда.
Такие точечные изучения будут полезны, но какого-то моментального эффекта здесь ожидать не следует.
Дайте главный практический совет дизайнерам.
Есть один простой совет, который должен соблюдать каждый дизайнер. Элементарно нужно знать свой договор «от и до» и соблюдать его так, как в нем написано. Следует понимать, что когда возникает конфликт, суд всегда сравнивает фактические обстоятельства дела с формальными требованиями. И если есть расхождения, то сторона, которая допустила эти расхождения, - уже неправа.
Соответственно, если дизайнер подписал некий договор и при этом продолжает работать так, как он привык, ему сложно спорить впоследствии. Потому что по договору он должен делать одно, а по факту он делает что-то совсем другое. Чтобы исключить такие ситуации, следует составить договор, который будет отражать реальный формат работы дизайнера.
То есть мы не подгоняем практику под бумагу, а подгоняем бумагу под дизайнерскую практику. В итоге дизайнер продолжает работать так, как он привык и при этом договор не нарушается, потому что договор дублирует его формат работы.
Это важнее, чем «почитать закон», важнее, чем точечное освоение тех или иных норм или правил – составить такой договор, который соответствует реальной практике.