Во-первых, дизайнер должен успокоится, потому что все начинают жутко нервничать, паниковать. Затем, прочитать свой договор. Грустно это советовать, когда конфликт уже случился, потому что дизайнер должен знать свой договор всегда и заранее. Но если все-таки предъявили претензию, нужно прочесть договор.
Второй шаг – посмотреть, какие из договорных требований реально исполнены. Если, условно, в срок до 30-го числа текущего месяца дизайнер должен сдать проект, в который входят планировочное решение, комплект визуализации, схемы расположения и т.д., то он должен максимально объективно оценить – сделано это или нет. Были ли направлены заказчику те листы проекта, в той форме и в те сроки, которые заявлены сделкой.
И третье – проанализировать заявленные требования. И если заказчик, например, обвиняет, что дизайнер ничего не сделал и если дизайнер правда ничего не сделал, то «пальцы не гнуть», а идти на компромисс. Потому что у дизайнеров действительно бывает так, что они ничего не сделали, заказчик абсолютно справедливо и обоснованно начинает возмущаться, но дизайнеры с шашкой наголо бегут в спор. Такие споры обречены, поэтому не следует в них ввязываться. Это первые три шага.
Но у меня есть еще и альтернативный ответ. Нужно совершить одно действие – подготовить договор и все документы, которые были составлены в рамках этой сделки, приложить к ним текст претензии и направить все это юристу на анализ. Я такой анализ всегда выполняю бесплатно в рамках предварительной юридической консультации.
Это более грамотно, потому что дизайнер, так или иначе, наверняка пропустит важные особенности, нюансы при анализе ситуации. Юрист такого не пропустит и, исходя из анализа договора, фактических действий дизайнера и анализа требований клиента сможет сделать вывод – обоснованы ли требования заказчика, и какова должна быть позиция дизайнера в ответ на эту претензию. Либо он полностью или частично соглашается с заявленными требованиями и действует так, как от него ждет клиент, либо он может спорить и отстаивать свою точку зрения в отношении предмета спора.
Поэтому юридический анализ лучше доверить юристу. Ведь на этой стадии ошибка может оказаться очень дорогой. Часто между сторонами действует Закон «О защите прав потребителей». Он существенно увеличивает ответственность предпринимателя (дизайнера) в том случае, если дизайнер не сразу исполняет законные требования потребителя. А ответственность может увеличиться в три раза путем применения неустойки и штрафа согласно Закону «О защите прав потребителей». И если претензия действительно обоснована и спорить с этим никак нельзя, лучше исполнить ее. В противном случае спор выйдет гораздо дороже.
Но если дизайнер хочет сам решать свои проблемы, то первые три действия – это анализ договора, анализ ситуации, анализ претензии и сопоставление всех этих трех факторов.