Договор на производство мебели

Простая пошаговая схема безопасной договорной работы дизайнера >>>
Close
Для доступа к схеме
безопасной работы дизайнера -
укажите вашу почту:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Мебельное производство – отдельный сегмент бизнеса, который так или иначе связан с дизайнерской деятельностью. Эта связь выражается во многом: во-первых, некоторые студии сами открывают мебельное производство с целью выпуска уникальных, дизайнерских изделий; во-вторых, большинство дизайнеров тесно сотрудничают с мебельщиками и направляют к ним клиентов за определенный процент от сделок; в-третьих, сами мебельщики обычно заинтересованы в подобном сотрудничестве, т.к. дизайнеры и студии дизайна – это неплохой канал сбыта продукции.
Как и в случае с дизайнерами интерьеров, для производителей мебели также актуальным является вопрос: какой именно договор следует заключать с клиентами и на каких условиях?
Следует понимать, что договоры между производителями мебели и их клиентами могут относиться как минимум к одной из двух категорий: договор подряда или договор купли-продажи товара на заказ.
Эти два договора весьма похожи друг на друга. Их часто путают, причем не только сами субъекты сделки, но даже юристы. В этой статье мы подробно разберем характерные признаки каждого из этих договоров, чтобы научиться отличать один от другого в контексте деятельности производителей мебели.
Данный вопрос является важным, т.к. у договора подряда и у договора купли-продажи – разные правовые регламенты. Соответственно, за нарушение каждого из этих договоров – предусмотрена отдельная правовая ответственность. Забегая вперед отметим, что договор купли-продажи представляется нам более «мягким» в плане ответственности, поэтому для всякого производителя мебели более выгодно квалифицировать сделку с клиентом именно таким образом. Однако, это не всегда бывает возможно.
Далее – выясним почему так происходит.

Договор купли-продажи мебели на заказ

Договор между производителем или дистрибьютером мебели безусловно квалифицируется как договор купли-продажи в том случае, если производится продажа товара из наличия, т.е. если передача мебели производится либо непосредственно при заключении договора, либо с условием доставки со склада в течение ближайшего времени.
Если же заключается договор, на основании которого продавец обязуется предоставить покупателю мебель в будущем, то все становится не так однозначно. Договором купли-продажи его можно признать при условии, если предметом договора является некий типовой товар. Например, производитель или дистрибьютор могут знакомить потенциальных покупателей с собственной продукцией по каталогам или выставочным образцам, а в договоре лишь указывать наименования и артикулы изделий. И даже если на момент заключения договора данные изделия не существуют и будут произведены лишь позже, то это все равно договор купли-продажи мебели.
Подобное справедливо даже в случае продажи кухонных гарнитуров. В большинстве случаев кухонные гарнитуры довольно индивидуальны и формируются под конкретное помещение с учетом специфики прокладки труб и иных коммуникаций. Тем не менее каждый индивидуальный гарнитур фактически собирается из типовых, заранее предусмотренных модулей. Поэтому индивидуальность кухонных гарнитуров в зачастую является весьма условной. По сути каждый такой гарнитур представляет собой уникальную совокупность типовых каталогизированных модулей. Договор же просто содержит указание на конкретный требуемый состав модулей. Обычно такое указание производится путем составления отдельного приложения к договору – спецификации.
Более того, покупатель при выборе кухонного гарнитура либо иной мебели может также выбрать варианты отделочных материалов и их оттенков. Даже в этом случае товар, фактически, является типовым, при условии, если допустимые варианты отделочных материалов и их оттенков также предложены непосредственно продавцом.
Таким образом, для того чтобы договор между мебельной компанией и ее клиентом можно было признать именно договором купли-продажи мебели, должно быть соблюдено хотя бы одно из следующих условий:
  • Передача товара должна производиться в момент заключения договора, либо непосредственно вскоре после заключения. При этом задержка передачи товара должна быть опосредована простой необходимостью доставки или самовывоза в согласованное время, а не необходимостью его производства.
  • Сам товар должен быть типовым. Это должен быть товар из представленной продавцом линейки. Индивидуальность любого гарнитура должна достигаться исключительно за счет комбинирования элементов этого гарнитура, либо вариантов отделочных материалов, оттенков или иных свойственных характеристик из предложенного продавцом ассортимента.
При соблюдении хотя бы одного из перечисленных выше требований, договор между мебельной компанией и клиентом следует квалифицировать как договор купли-продажи.

Договор подряда на производство мебели

Далее – рассмотрим случаи, когда договор между мебельной компанией и клиентами следует рассматривать как договор подряда. Как известно, по договору подряда одна сторона (подрядчик) – обязуется выполнить определенные работы и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить их.
Существует важное условие, соблюдение которого позволяет квалифицировать договор между мебельной компанией и клиентом как договор подряда на производство мебели. Звучит оно следующим образом: производимое изделие должно обладать ярко выраженными индивидуальными свойствами. Приведем два примера:
  • Пример №1. Заказчик сам придумал, как должен выглядеть необходимый ему стол, стул, диван или целый мебельный гарнитур. При этом он составил всю необходимую техническую документацию для изготовления мебели (сам или с привлечением дизайнера) и передал ее производителю.
  • Пример №2. Заказчик подробно описывает производителю свои предпочтения и требования к изготовляемой мебели. На основе полученных данных производитель предварительно формирует необходимую конструкторскую документацию, которая в отдельных случаях может сопровождаться 3D-визуализациями для наглядности. Заказчик согласовывает конструкторскую документацию, после чего производитель переходит непосредственно к производству изделий. Следует подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о полноценной конструкторской документации, а не просто о спецификации, фиксирующей состав типовых модулей.
В обоих приведенных выше случаях договор между производителем мебели и клиентом следует квалифицировать как договор подряда на производство мебели.
Итак, для того чтобы договор между мебельной компанией и клиентом можно было квалифицировать как договор подряда на производство мебели, следует соблюдать два условия:
  • Товар должен быть строго индивидуальным, при этом совокупность предпочтений в отношении товара – должна быть зафиксирована сторонами в виде конструкторской документации в любом ее представлении и приложена к договору. При этом неважно, какая именно сторона сделки занимается разработкой конструкторской документации. Существенное значение имеет факт согласования конструкторской документации заказчиком.
  • В качестве одного из существенных условий договора должен быть заявлен срок производства товара. Иными словами – это ни в коем случае не товар из наличия. На момент заключения договора товар не должен существовать. Процесс его производства в строгом соответствии с конструкторской документацией – имеет существенное значение для сторон.
При соблюдении указанных условий – сделку между мебельной компанией и клиентом можно квалифицировать как договор подряда на производство мебели.
Для чего необходимо отличать договор купли-продажи мебели от договора подряда на производство мебели?
Как было отмечено выше, у договора подряда и купли-продажи – разные правовые регламенты, а значит – разные «правила игры». Эта разница становится весьма актуальной в случае возникновения конфликта в отношениях сторон. Примеров можно приводить множество, приведем самый «яркий» и популярный.
На практике большинство конфликтов между мебельными компаниями и их клиентами происходит на почве срыва сроков поставки мебели. В такой ситуации клиенты в большинстве случаев предъявляют требование о взыскании неустойки. И тут возникает вопрос: по какой ставке возможно насчитать неустойку?
Здесь у клиента как минимум два варианта:
  • Использовать ставку, которая зафиксирована договором. Обычно это 0,1% от цены товара за каждый день просрочки. Нередки ситуации, когда договор вообще не предусматривает неустойку за просрочку передачи товара. Если при этом клиент не является потребителем – значит не повезло :-)
  • Использовать ставку, предусмотренную Законом «О Защите прав потребителей». Этот закон применяется к отношениям между мебельной компанией и ее клиентом в случае если со стороны мебельной компании выступает ИП, либо организация, а со стороны покупателя – физ лицо. При этом мебель закупается домой или на дачу, либо как-то иначе позволяет удовлетворить бытовые нужды клиента. Иными словами – речь идет о сегменте b2c, а это абсолютное большинство подобных сделок.
Так вот, если клиент является потребителе и вправе применить закон о защите себя любимого, то вопрос «купля-продажа или подряд?» - выходит на первый план. Дело в том, что Закон «О ЗПП» предусматривает разные ставки неустойки для этих типов договоров. Так, в случае если это договор купли-продажи – ставка неустойки будет 0,5% от цены товара за каждый день просрочки, а если это подряд – то целых 3% от цены товара за каждый день просрочки. Как видите, ответственность за нарушение сроков по договору подряда в шесть (!!!) раз превышает аналогичную ответственность в случае договора купли-продажи.
Приведем пример. Допустим цена изделия составляет 300 000 рублей. При этом мебельная компания нарушила срок передачи изделия на 20 дней. Значит, если у компании с клиентом договор купли-продажи, то компания рискует выплатить 30 000 рублей в качестве неустойки (0,5% за 20 дней), а если это подряд, то неустойка «подрастет» до 180 000 рублей (3% за 20 дней). Разумеется, во втором случае клиент будет явно польщен таким дисконтом. Кстати на практике подобные суммы нередко приводят к тому, что уже давно принято называть потребительским экстремизмом.
Разница в ставках неустойки – не единственная причина повышенной «привлекательности» договора купли-продажи перед договором подряда. Она лишь наиболее очевидная и показательная. Именно поэтому большинство мебельных компаний предпочитают всеми правдами и неправдами позиционировать свой договор именно как договор купли-продажи мебели, а не подряд.
Однако следует помнить о принципе превалирования содержания договора над его названием. Дело в том, что вид договора (подряд или продажа) определяется судом, исходя из его смысла и содержания, а не названия. Иными словами, если ваш договор отвечает всем признакам договора подряда, то он будет квалифицирован судом именно как договор подряда, даже если в заголовке вы напишете «договор купли-продажи». Точно также и черепаха не станет бежать быстрее, если на нее наклеить стикер с надписью «заяц».
Если вы занимаетесь мебельным производством, - рекомендуем вам воспользоваться услугой разработки комплекта документов под вашу деятельность, с тем чтобы оптимизировать риски в рамках отношений с клиентами.
Вывод
Спутать договор подряда на производство мебели с договором купли-продажи мебели на заказ - довольно легко. Между тем, разница между этими договорами - весьма существенна.