Договор на бренд

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Существует множество организаций, предпринимателей и просто частных специалистов, которые специализируются на разработке бренда. Как и другим специалистам, им следует работать с заказчиками на основании письменного договора.
В этой статье мы рассмотрим некоторые нюансы и особенности договоров на создание бренда.

Предмет договора на создание бренда

Термин «бренд» - довольно неоднозначный и чересчур расплывчатый. Согласно определению из википедии, бренд – это комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Это весьма неконкретное определение.
В свою очередь, формируя текст договора на бренд, мы должны указать конкретный ожидаемый результат действий исполнителя. Без каких-либо общих и расплывчатых фраз.
Результатом работ исполнителя чаще всего является некий брендбук. Согласно той же википедии, брендбук – это официальный документ компании, в котором описывается концепция бренда, атрибуты бренда, целевая аудитория, позиционирование компании и другие данные, которыми руководствуется отдел маркетинга и руководители бизнеса для построения коммуникации с потребителями и развития компании в целом.
Таким образом, предметом такого договора фактически является брендбук.
Однако, для точного отражения предмета договора на бренд, - такой детализации тоже недостаточно. Следует подробно указать, какие элементы входят в разрабатываемый брендбук в рамках предстоящей сделки.
В зависимости от возможностей Исполнителя, в рамках договора на брендбук могут быть выполнены следующие элементы:
  • Логотип компании.
  • Комплект макетов для оформления продукции компании.
  • Комплект макетов для оформления интерьера офиса компании, рабочих мест, спецодежды работников, канцелярских принадлежностей и иных фирменных атрибутов.
  • Комплект макетов полиграфической и иной продукции (буклеты, визитки, коммерческие предложения и пр.).
  • Слоган компании.
  • Рекламные материалы и атрибутика.
  • Иные элементы.
Каждому исполнителю следует определиться с тем, что конкретно он выполняет в рамках договора на бренд. И именно эти элементы указать в качестве ожидаемого результата работ, не ограничиваясь одним лишь «обтекаемым» термином «бренд» или «брендбук».
Если кроме логотипа в сделке ничего не предполагается, то фактически это будет договор на логотип. Использование терминов «бренд» или «брендбук» уже не оправдано. Фактически в этом случае речь пойдет о договоре на логотип или договоре на создание фирменного стиля, если к логотипу прибавляется комплект макетов и полиграфии.
Таким образом, при формулировании предмета договора на бренд или договора на брендбук, что более корректно, либо договора на разработку фирменного стиля – в первую очередь следует четко обозначить, какие конкретны материалы стороны рассматривают в качестве результата работы: перечень, формат (в распечатанном виде на бумаге, либо в электронно-цифровом формате).

Сроки разработки бренда

Одним из существенных условий договора на разработку бренда компании является срок. Подобный договор относится к категории договоров подряда, а не оказания услуг, поэтому вариант с «открытым» сроком в данном случае неприемлем. Исполнителю следует заявить в сделке конкретный срок, в течение которого он обязуется выполнить все заявленные элементы брендбука компании.
Разумеется, как и в случае с дизайном интерьеров, договор на разработку фирменного стиля предполагает периодическое выполнение согласований наработок. При этом продолжительность согласований во многом зависит от заказчика и не может быть спланирована исполнителем заранее. Поэтому договор на создание фирменного стиля или договор на создание брендбука должен содержать указание на то, что все периоды согласования и внесения правок в результаты работ не входят в общий срок выполнения работ и приводят к его соразмерному увеличению.
При указании сроков разработки брендука следует также в обязательном порядке указывать событие, с даты которого следует исчислять заявленный срок. Популярная ошибка заключается в том, что невозможно однозначно установить момент исчисления сроков, что формально приводит к несогласованности сроков выполнения работ.

Цена разработки бренда и порядок оплаты

Еще одним важным условием договора на брендбук является цена работ и порядок оплаты.
Договор в обязательном порядке должен содержать указание на общую цену работ. В идеале – следует указать также цену каждого отдельного блока или этапа работ, если договор содержит указание на этапность выполнения работ. Оценка отдельных блоков или этапов работ необходима на случай досрочного расторжения договора и необходимости оценки фактически выполненных работ на момент расторжения.
Что касается порядка оплаты – здесь действуют традиционные правила для всех подобных договоров, будь то договор на дизайн интерьера, договор на архитектурный проект или любой другой договор подряда. Во-первых, наилучшим вариантом для исполнителя является оплата в форме аванса в полном размере цены работ. Однако в большинстве случаев заказчики с таким вариантом не согласны, особенно, если речь идет о продолжительной работе. Компромиссный вариант – существенный аванс в начале, окончательная оплата в конце, по факту приема результатов работ. Во-вторых, если договор на бренд содержит указание на этапность выполнения работ, то порядок оплаты также следует «привязать» к заявленным этапам.
Если вы занимаетесь разработкой брендов, брендбуков, фирменных стилей, - обращайтесь к нам за разработкой полного комплекта документов в отношении вашей деятельности!
Вывод
Правильный договор на разработку бренда - залог договорной безопасности исполнителя!