Авторский надзор дизайнера

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Найм дизайнеров – буквально первый организационный вопрос при создании любой студии дизайна. Студия – это, прежде всего, ее дизайнеры. Качество работы студии зависит от квалификации работающих в ней дизайнеров. А стабильность работы студии зависит от условий и характера взаимодействия с дизайнерами и иными работниками.
Есть несколько способов нанять дизайнера и привлечь его к работе в вашей студии дизайна. Хотя, строго говоря, таких способов ровно два. Все остальное – своеобразные «оттенки» и вариации.
Эти два способа – известны и актуальны для любого бизнеса, отнюдь не только для студий дизайна. Речь идет о следующих способах привлечения трудовых ресурсов:
  • Заключение трудового договора;
  • Заключение гражданско-правового договора.
В этой статье мы кратко рассмотрим свойства, плюсы и минусы каждого способа, а также подробнее остановимся на таком важном для руководства студии вопросе, как оборот исключительных прав в отношении произведений, выполненных силами штатных и внештатных дизайнеров.

Трудовой или гражданский договор с дизайнером?

Полагаем, возможность заключения трудовых или гражданско-правовых сделок – у всех более-менее на слуху.
Трудовой договор – предполагает возникновение полноценных трудовых отношений, с полным применением норм Трудового кодекса РФ, нормированным рабочим днем, выплатой заработной платы, предоставлением отпусков и различных социальных гарантий.
Гражданско-правовой договор – предполагает выполнение конкретных задач на конкретных условиях (состав работ, сроки, цена, порядок оплаты). При этом исполнитель по такому договору – полностью свободен в определении всех иных условий выполнения сделки, не предусмотренных договором.
Сравним эти два варианта по некоторым отдельным параметрам:
  • С точки зрения полноты вовлечения дизайнера в работу студии. Трудовые отношения предполагают более емкую вовлеченность дизайнера-работника в деятельность студии. Трудовые отношения – в определенной степени «эксклюзивные». Это означает, что если дизайнер заключил трудовой договор с вашей студией дизайна, то студия вправе рассчитывать на полную вовлеченность дизайнера и требовать посвящать ей все рабочее время. Разумеется, нанятый по трудовому договору дизайнер фактически может работать и на себя, и где-то еще, но только во внерабочее время, то есть, фактически в ущерб своему отдыху. Если трудовым договором или приложениями к нему предусмотрен восьмичасовой рабочий день, то дизайнер должен отрабатывать это время в пользу студии. В свою очередь, гражданско-правовые отношения строятся на иных принципах. Перед дизайнерами ставятся конкретные задачи, и те должны их выполнять. Как, где, когда, с кем и т.д. – все это остается на усмотрение дизайнера. Лишь бы он выполнял работу качественно и в срок. Таким образом, в случае с применением гражданско-правовой схемы многое зависит от самодисциплины дизайнера.
  • С точки зрения «крепости» отношений студии с дизайнером. Трудовые отношения предполагают весьма крепкую взаимосвязь сторон трудового договора. Например, работодатель не может просто так взять и уволить дизайнера. Для этого нужны основания. Иначе такое увольнение легко оспорить в судебном порядке и взыскать со студии соответствующие компенсации. В свою очередь, дизайнер тоже не может просто так взять и прекратить работу в любой момент. Такое возможно только по согласованию с работодателем. В ином же случае дизайнер обязан отработать хотя бы две недели с даты заявления об увольнении. А вот гражданско-правовой договор может быть довольно легко расторгнут досрочно любой стороной сделки. В некоторых случаях дизайнеру это сделать чуть сложнее, чем студии, но никакой значительной «крепости» отношениям это не добавляет. Это не единственная причина, по которой трудовые отношения являются более «крепкими», чем гражданско-правовые. Трудовая схема прочно ассоциируются с более основательными, крепкими взаимоотношениями, чем гражданско-правовая.
  • С точки зрения ответственности дизайнера перед студией. Для руководителей многих студий важно, чтобы привлеченные ими к работе дизайнеры несли полную материальную ответственность за свои ошибки. В этой части трудовая и гражданско-правовая схемы очень отличаются друг от друга. Трудовая схема практически полностью исключает возможность применения полной материальной ответственности дизайнера. Трудовые отношения в этой части вообще довольно строги. В свою очередь, гражданско-правовая схема позволяет законно применять к дизайнерам полную материальную ответственность и в полном объеме возмещать за их счет любые причиненные ими убытки.
  • С точки зрения расходов студии. Традиционно более «расходной» для студии дизайна является трудовая схема привлечения дизайнеров, почему она и является не самой популярной. Если вы наняли дизайнера по трудовому договору, то вы должны выплачивать ему заработную плату, при этом из суммы заработной платы удерживать тринадцать процентов и платить их в бюджет в качестве НДФЛ дизайнера, то есть дизайнер не дополучит эти деньги. Плюс к этому – вы должны заплатить за такого дизайнера страховые взносы – уже из собственного «кармана». Страховые взносы выплачиваются в размере около тридцати процентов (округленно) от размеры выплачиваемой заработной платы. Поэтому если у дизайнера, например, зарплата за месяц составляет 100 000 рублей, то на руки он получит только 87 000 рублей, а вот для студии такой дизайнер фактически будет стоить 130 000 рублей в месяц. Примечательно, что при определенных условиях гражданско-правовая схема в этом плане почти ничем не отличается от трудовой. Так, если студия работает как ИП или ООО, при этом заключает гражданско-правовой договор с дизайнером, который действует просто как физическое лицо (не ИП и даже не самозанятый), то финансовые последствия для студии почти такие же. А вот если дизайнер при этом действует как ИП или хотя бы как самозанятый, то обязанности по удержанию НДФЛ и выплате страховых взносов уже не возникает. Поэтому гражданско-правовую схему выгодно использовать только когда дизайнер действует не как обыкновенный «физик», а хотя бы как самозанятый гражданин, то есть является плательщиком налога на профессиональный доход (НПД).
Как видите, между трудовой и гражданско-правовой схемами существует довольно большая разница. Подчеркну, что мы не заявляем и не можем однозначно заявлять что-то типа «дизайнеров лучше привлекать по гражданско-правовой схеме» или наоборот «только трудовая схема подходит для привлечения дизайнеров в студию дизайна». Почему мы так не говорим? Потому что у каждой из указанных схем есть как плюсы, так и минусы, которые в определенный момент и при определенных условиях могут перевесить.
На практике многие студии обычно склоняются в сторону гражданско-правовой схемы, просто потому что она зачастую более «экономная» для студии. Напомним, что если дизайнер работает как индивидуальный предприниматель или хотя бы как самозанятый гражданин, то студия должна будет лишь выплатить ему вознаграждение по сделке за работу и не более того. Предприниматели и самозанятые граждане сами платят свои налоги.
Впрочем, выбор гражданско-правовой схемы работы с дизайнерами – далеко не всегда законен. Существуют ситуации, когда у студии фактически нет такого выбора, а оформление отношений с дизайнером возможно исключительно по трудовой схеме, то есть – путем заключения трудового договора со всеми вытекающими обязанностями и финансовыми расходами (удержание и выплата НДФЛ, выплата страховых взносов, предоставление отпусков и т.д.).
Дело в том, что закон запрещает оформлять гражданско-правовые отношения там, где налицо все признаки трудовых отношений. Какие это признаки? Вот их неполный перечень:
  • Функции, вместо конкретных задач. Имеется ввиду, что при заключении договора стороны договариваются о том, какие функции дизайнер будет выполнять в целом. Конкретные же задачи ставятся уже потом, в обычном рабочем порядке. Приведем пример. Функция звучит так: «выполнять дизайн-проекты». А конкретная задача звучит так: «Выполнить дизайн-проект для заказчика такого-то в отношении его квартиры площадью такой-то». Так вот, если при заключении договора стороны договариваются о том, что дизайнер просто будет «делать проекты», то это указывает скорее на трудовой характер их отношений, чем на гражданско-правовой.
  • Нормированный рабочий день. Если студия претендует на то, чтобы дизайнер посвящал работе конкретные периоды дня и/или работал, например, не менее восьми часов ежедневно, то это тоже будет являться весьма ярким индикатором трудовых отношений. В свою очередь, гражданско-правовая схема предполагает, что дизайнер должен выполнить конкретную задачу к конкретному сроку. А вот как и когда ему работать – он решает сам.
  • Работа на территории студии. Если сделка с дизайнером предполагает его очную работу в студии, то это также очень сильный индикатор трудовых отношений. В свою очередь, гражданско-правовой схемой не регулируется вопрос территории выполнения дизайнером задач (если только сама задача не связана с определенной территорией). В большинстве случаев дизайнер волен сам выбирать, где именно ему работать: дома, в общественном транспорте или на пляже. Если же предполагается обязательная работа непосредственно в студии, то это явно указывает на трудовой характер отношений.
  • Заработная плата, не особо привязанная к какой-либо выработке. Плюс-минус постоянный размер заработной платы дизайнера также указывает на скорее трудовой характер отношений дизайнера со студией дизайна, чем на гражданско-правовой.
Это – не полный перечень признаков трудовых отношений. Подчеркнем, что если у вас соблюдается лишь какой-то один из указанных выше признаков, то это еще не означает, что ваши отношения могут быть исключительно трудовыми, а не гражданско-правовыми. Но если соблюдаются все или хотя бы большинство признаков, то ваши отношения с легкостью могут быть признаны трудовыми, а заключать в этом случае гражданско-правовой договор с дизайнером нельзя.
Поэтому, если фактически вы нацелены на найм дизайнеров в штат в понимании Трудового кодекса РФ и фактически так и поступаете, то «подменять» эти отношения гражданско-правовым договором нельзя.
Что же будет, если при наличии указанных выше признаков трудовых отношений все же заключить с дизайнером гражданско-правовой договор, а не трудовой?
Возможны две проблемы:
  1. Претензии к вам могут возникнуть у налоговой, которая отслеживает подобные нарушения и привлекает работодателей-нарушителей к ответственности.
  2. Претензии к вам впоследствии могут возникнуть у самого дизайнера, который может обратиться в суд с иском о признании ваших отношений трудовыми, несмотря на заключенный гражданско-правовой договор, и доначислении всех положенных выплат.
В нашей практике нам доводилось сталкиваться с обеими проблемами. Поэтому можем уверенно рекомендовать использование трудовой схемы в случаях, когда она является единственной законной.

Авторские права на работы дизайнера

Второй довольно важный вопрос, который не следует упускать из виду при найме дизайнеров – вопрос передачи авторских прав в отношении выполненных работ.
Впрочем, этот вопрос практически целиком разрешен нормативно, то есть практически не нуждается в каком-то дополнительном регламенте. Но тем не менее, к нему следует подойти осознанно, с пониманием дела. Вкратце обозначим основные моменты.
Наиболее важным из авторских прав является исключительное право на произведение. Исключительное право – это как право собственности в вещном праве. Кому принадлежит исключительное право на произведение, тот и вправе использовать его любыми способами, распоряжаться произведением, а также запрещать другим лицам использовать произведение.
По общему правилу исключительное право принадлежит человеку, творческим трудом которого произведение было создано, то есть – его автору. Далее автор может как-либо распорядиться этим правом, например, передать его другому лицу. Конечно, это не сделает другого человека автором произведения, но позволит ему владеть и распоряжаться им как своей собственностью.
Если автор произведения – «свободная птица» и работает самостоятельно, то исключительное право на созданные им произведения сохраняется за ним вплоть до момента, пока тот сам не решит передать его кому-либо путем заключения соответствующей сделки. А если не решит, то так и останется полноправным собственником своих творений.
Но вот если произведение создано автором во время осуществления трудовых функций в пользу работодателя, то законом оно квалифицируется как «служебное произведение», и исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю. Еще раз подчеркнем: сейчас речь идет об исключительном праве, а не о каких-либо иных авторских правах. Например, право автора на имя – вообще не является отчуждаемым, то есть его невозможно передать другому лицу, даже если возникнет такое желание. Поэтому именоваться автором конкретного дизайн-проекта в любом случае вправе конкретный автор-дизайнер, даже если это было служебное произведение. Но вот владеть-пользоваться-распоряжаться им вправе только его работодатель, в пользу которого было сделано это служебное произведение. В этом суть исключительного права.
Казалось бы, для студии дизайна все складывается весьма удобно: если конкретное произведение создано дизайнером в рамках осуществления трудовых функций, то исключительное право на такое произведение «автоматически» принадлежит студии (работодателю), и никаких дополнительных правил для этого вводить не надо.
Да, это действительно так. Но на практике возникают не вполне однозначные ситуации, когда работодатель элементарно не способен доказать служебный характер конкретного произведения. Дело в том, что ни на каком произведении не «написано»: служебное оно или нет. Дизайнер может выполнить дизайн-проект как в рамках трудового договора, так и вне его. Если работодатель претендует на этот проект, то он должен будет доказать служебный характер этого произведения, то есть факт его выполнения дизайнером именно в рамках осуществления им трудовых функций.
Разумеется, доказать это можно разными способами, но все они – вероятностные, то есть не гарантируют успеха в споре. Но, в свою очередь, есть и гарантированный способ доказывания служебного статуса конкретного произведения, который повсеместно признан сложившейся судебной практикой.
Речь идет о таком документе, как служебное задание. Логика здесь следующая: если конкретному работнику-дизайнеру работодатель поручает разработать конкретный дизайн-проект, то такое задание должно быть оформлено документально и подписано обеими сторонами.
Позднее, когда дизайн-проект будет готов, дизайнер-работник должен сдать его работодателю по акту приема-передачи. Причем к акту должны быть приложены «сигнальные» выдержки проекта (например, ключевые 3D-визуализации), по которым его можно легко идентифицировать.
Таким образом, связка документов «служебное задание – акт приема-передачи» - является идеальным гарантированным способом доказывания служебного статуса конкретного дизайн-проекта, а значит – его принадлежности работодателю.
Конечно, ведение таких документов в отношении каждого разрабатываемого студией дизайн-проекта, приводит к существенному увеличению общей бюрократии студии. Понятно, что в абсолютном большинстве студий дизайна такой документооборот не ведется. Обычно просто некому.
Надо ли вести такой документооборот? Решать вам. Да, это весьма муторно и бюрократично. И – нет, все остальные, альтернативные способы доказывания – не являются гарантированными, то есть предполагают риск того, что студия не сумеет доказать факт принадлежности ей конкретного произведения, как служебного.
Как вариант – можем предложить компромиссное решение, когда связка документов «служебное задание – акт приема-передачи» подготавливаются только в отношении самых важных для студии дизайн-проектов. В остальных же случаях студия допускает утрату (или правильнее сказать непризнание) ее прав в отношении проекта в случае спора.
В каких случаях между работником-дизайнером и работодателем-студией могут возникнуть споры касательно прав на произведения? В нашей практике такое случалось, когда недавно уволенные работники открывали свою студию и публиковали ранее выполненные проекты в качестве портфолио своей вновь созданной студии дизайна. Бывшим работодателям такое не нравилось, возникали претензии.
Вывод
Трудовая (найм в штат) и гражданско-правовая (фриланс) схемы привлечения дизайнеров - имеют свои плюсы и минусы. При этом гражданско-правовая схема не всегда допустима в силу закона. Следует учитывать это при планировании схем привлечени дизайнеров.