Последствия нарушения порядка работы

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
У большинства студий порядок работы над проектом - выработан годами практики. Если при этом он еще и грамотно отражен в документах, то важно придерживаться установленного порядка. Почему? Потому что в противном случае повышается риск возникновения конфликтных ситуаций. Далее приведем несколько наиболее "классических" примеров конфликтов, вытекающих из нарушения дизайнером порядка работы.


Несоблюдение условий для начала работы.

Важно соблюдать условия для начала работы: получение предоплаты и всех необходимых материалов. Какие конфликты могут возникнуть при несоблюдении этого правила?

Наибольшие проблемы возникают в случае, если стороны работают вообще без договора. То есть – никаких действий по подтверждению факта сделки произведено не было вообще: ни подписания договора, ни передачи предоплаты. В таких условиях клиент как правило не чувствует каких-либо обязательств перед дизайнером и легко позволяет себе отказаться от работы на любом этапе без каких-либо негативных для себя последствий. То есть, например, если ни один из предложенных дизайнером предварительных эскизов клиенту не симпатичен, то он легко и непринужденно обрывает всякую связь с дизайнером, совершенно не озадачиваясь вопросами оплаты проделанной работы. Примечательно, что большинство клиентов воспринимают подобное поведение как должное, полагая что оплате подлежит лишь работа, которая понравилась.

Между тем, в сделке между дизайнером и клиентом нет и не должно быть пункта о том, что работа подлежит оплате лишь в случае, если клиенту понравится. Разумеется, задача дизайнера – сделать проект, который максимально отражал бы интересы заказчика, но если оплата ставится под условие наличия симпатии у клиента к результатам работ, то дизайнер попадает в жесткую зависимую ситуацию, без каких-либо полноценных рычагов воздействия. Особенно, если при этом он еще и передаст клиенту результаты работ без возможности доказать этот факт.

Второй вариант негативных последствий несоблюдения условий для начала работы – неполучение дизайнером всех необходимых исходных материалов. Как правило, исходные материалы существенно влияют на внешний вид, структуру и другие характеристики проекта. Начав работать в условиях отсутствия необходимой исходной информации, дизайнер рискует "уйти не в ту степь" и проделать массу работы зря, все потом переделывая.

Понятно, что этот риск нельзя отнести к группе правовых рисков. Однако, с точки зрения права, этот риск может повлиять на пропуск дизайнером контрольных сроков исполнения проекта. А это – нарушение существенных условий договора, что крайне негативно скажется при разрешении любого конфликта с клиентом по этому договору.

Поэтому, если клиент подписав договор, взял на себя обязательства внести предоплату и предоставить необходимые материалы в течение определенного срока и нарушил эти обязательства – не стоит приступать к работе. Необходимо отправить клиенту запрос на совершение этих действий с указанием того, что без них приступить к работе невозможно.


Пропуск согласования эскиза.

Этап предварительного согласования любых наработок – очень важен. Именно в рамках него вы с клиентом выбираете конкретное направление, по которому вам идти еще очень долго. И практика, к сожалению, такова, что многие дизайнеры не относятся к данному этапу достаточно серьезно.

Важно, чтобы заказчик понимал, что происходит окончательный и бесповоротный выбор между предложенными вариантами эскизов. Заказчик должен осознавать ответственность выбора. Он должен понимать, что выбрав сейчас конкретный эскиз, он не сможет впоследствии вернуться к какому-то еще. По крайней мере – за ту же оплату, размер которой был предусмотрен заранее. Заказчик должен понимать, что вся дальнейшая работа будет строиться исключительно вокруг выбранного варианта.

И именно дизайнер должен объяснить заказчику все вышесказанное. Задача дизайнера – дать понять клиенту, что выбор эскиза – дело ответственное, важное и отнестись к нему надо внимательно.

Однако в большинстве случаев дизайнеры сами очень торопятся выполнить скорее проект и позволяют походя согласовывать эскизы. Поговорка "поспешишь – людей насмешишь" – здесь подходит на все сто: поторопившись на этапе согласования эскиза, дизайнер рискует сильно затормозить работу на стадии, когда клиент "придет в себя" и начнет управлять процессами.
Как я отметил при описании этапов работы, – при работе над сложными и продолжительными проектами есть смысл актировать согласование эскизов. Акт позволит подтвердить выбор клиента и факт исполнения дизайнером первой фазы работы.

Понятно, что в случае работы, например, над проектом логотипа маленькой компании, когда цена проекта в среднем невысока, актировать выбор прорабатываемого эскиза было бы как-то неуместно. Однако, если речь идет, например, о создании дизайн-проекта оформления интерьера развлекательного комплекса, магазина или большого офиса – будет крайне уместно составлять промежуточные акты, первый из которых – нас стадии согласования предварительных эскизов.


Создание "окончательных" эскизов.

Еще одна ошибка, которую допускают дизайнеры на стадии создания и согласования предварительных эскизов проекта – это создание "окончательных" эскизов.

Речь идет о чрезмерной проработке эскизов, когда дизайнер не хочет или стесняется показывать предварительные наработки в "сыром" виде и хочет максимально представить товар лицом.

И все бы хорошо, но в абсолютном большинстве случаев на это требуется много больше времени, чем выделено в договоре, и клиент начинает "закипать" еще на ранних стадиях работы над проектом, что разумеется "аукнется" в дальнейшем.

На самом деле нет ничего страшного в том, чтобы показать спустя несколько дней с момента заключения договора лишь "сырые" наработки. Большинство клиентов понимают, что вы находитесь буквально на старте, и то что показываете – отнюдь не является оконченным продуктом. Если же клиент этого не понимает, то ваша задача – ему это объяснить.

Не надо бояться ударить в грязь лицом, показывая предварительные наработки. Клиент выбрал вас, ориентируясь по вашему портфолио и в целом знает что от вас ждать. Чем раньше вы представите концепцию, тем меньше времени рискуете потратить впустую, в случае если у клиента совершенно иные взгляды на проект.

Если вы, например, работаете над эскизом проекта интерьера и недостаточно хорошо владеете программой 3ds max, то не стоит пытаться выполнять эскизы в форме реалистичных визуализаций. Практика такова что в положенный срок вы не уложитесь. А значит – клиент в любом случае не оценит.

Впрочем, обычно такую ошибку допускают лишь начинающие дизайнеры, неуверенные в себе настолько, что не решаются показать клиенту наработки. Чем скорее вы почувствуете уверенность и начнете согласовывать эскизы вовремя – тем меньше вероятность выполнения излишней работы.


Недопустимый объем поправок.

Самая популярная проблема при работе над дизайн-проектами в целом и на шестом этапе работы в частности – допущение дизайнером лавины поправок в проект. Проблем в связи с этим возникает множество:
  • сильно затягиваются сроки исполнения проекта, повышается вероятность пропуска контрольных сроков,
  • увеличивается объем выполняемой работы, а новый объем не соотносится с текущим размером оплаты,
  • у дизайнера нет возможности полноценно вести несколько проектов,
  • сам проект от этого, как правило, страдает. Например, если речь идет о создании 3D-визуализации интерьера, то множество поправок и дополнений приводят к беспорядку в структуре 3D-сцены, и вносить новые поправки становится все сложнее.

Нередко клиентам нравится находиться в творческом поиске по ходу исполнения проекта, и они экспериментируют с результатом. Однако, с точки зрения закона, при этом происходит увеличение предусмотренных объемов работы, то есть – попытка изменения заключенного договора в одностороннем порядке, что, согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ – недопустимо.

Заключая договор подряда (а в большинстве случаев с дизайнером заключается именно он) клиент поручает исполнителю выполнение работы заранее известного объема, а также обязуется принять и оплатить результаты работы. Исполнитель же – обязуется выполнить работы и передать результаты. То есть – объем работы так или иначе известен сторонам с самого начала. И в этот объем, разумеется, входит определенный объем корректировок по инициативе клиента. Это совершенно нормально, т.к. позволяет клиенту принимать участие в создании проекта.

Ненормальной становится ситуация, когда объемы корректировок превосходят предусмотренные договором объемы.

Возникает вполне закономерный вопрос: что делать дизайнеру, если предусмотренное договором количество поправок уже внесено, а они продолжают поступать?

Если строго следовать букве закона, то дизайнеру следует отправить заказчику уведомление, которое содержит следующее:
  • указание на то, что со стороны клиента происходит попытка увеличения объемов работы в одностороннем порядке, что недопустимо законом,
  • предложение заключить дополнительное соглашение к договору подряда, которое фиксировало бы увеличение объемов работы, размер увеличения стоимости и сроков на исполнение проекта,
  • указание на то, что текущая работа над проектом приостановлена в порядке п. 1 ст. 716 ГК РФ, вплоть до получения ответа на данный запрос,
  • указание на то, что в случае отказа от подписания дополнительного соглашения и дальнейших попыток увеличения объемов работы без соответствующей оплаты со стороны клиента, – вы отказываетесь от исполнения договора и будете взыскивать убытки с клиента в порядке п. 3 ст. 716 ГК РФ.

Отправка подобного уведомления вовремя – по сути решает целый ряд вопросов.

Впрочем, на практике дизайнеры далеко не всегда решаются на отправку подобных уведомлений. Иногда – обосновано, иногда – нет. Вот наиболее частые мотивировки отказа и мои к ним комментарии:
  • "Да там буквально еще пара поправок будет и все, выйдем на финишную прямую. Чего ругаться" – хорошо если действительно так, но на практике часто бывает иначе: за четвертым блоком поправок следует пятый, за пятым – шестой, затем – седьмой, восьмой, и так – в даль до горизонта.
  • "Мы заботимся о своей репутации, поэтому не будем конфликтовать с клиентом" – извращенное какое-то понимание смысла слова "репутация". Значит, если клиент из вас веревки вьет, в два раза повышает объемы работы без оплаты, почти откровенно издевается – это ничего, лишь бы репутация хорошая. На мой взгляд, хорошая репутация может быть лишь у той студии дизайна, которая выполняет свою работу качественно, в срок и при этом не позволяет собой необоснованно манипулировать. В таком случае – да, можно говорить о репутации и уважении как в среде клиентов, так и в среде конкурентов. В противном случае – наблюдается явное отсутствие профессионализма у руководящего и управляющего состава студии.
  • "Да проект-то всего ничего. Мелочь. Что из-за него ругаться" – в определенных случаях этот аргумент действительно имеет право на жизнь, но важно понимать, что допустив подобное один раз, два, десять – вы просто-напросто можете привыкнуть и работать в таком ключе регулярно. Не привыкайте работать неправильно.
  • "Я не юрист и юриста в нашей студии нет. Мы не можем составить претензию" – да, не каждая студия способна содержать юриста в штате, да и не каждой нужен постоянный юрист. Однако существует элементарный правовой аутсорсинг. Воспользоваться услугой абонентского правового сопровождения бизнеса может любая студия. Тем более что подобная услуга может быть оказана удалено.
  • "Это очень важный клиент. Впоследствии мы ждем от него еще много других заказов" – д, если клиент действительно важен, то на уступки пойти можно, безусловно. Но подумайте дважды: нужен ли вам постоянный клиент, который позволяет себе регулярно ставить палки в колеса?

Подводя итог отмечу, что аргументов в пользу соблюдения правового порядка работы на данном этапе – масса. И среди них не только те, что я привел выше. Соблюдение претензионного порядка позволит вам также сохранить и доказать свои права на оплату проекта вплоть до точки разрыва отношений, если клиент решит не продолжать с вами работу.


Преждевременное создание рабочей документации.

Еще одна частая проблема – когда дизайнер перемешивает этапы проработки идеи и создания рабочей документации, ошибочно полагая, что таким образом сумеет сократить время работы над проектом.

Впрочем, в редких случаях ему это удается, но чаще – это приводит лишь к затягиванию сроков работы.

Почему сроки затягиваются?

Потому что за этапом проработки идеи обязательно следует этап внесения поправок. А вносить поправки в дизайн-макет гораздо проще, чем в дизайн-макет и рабочую документацию одновременно.

Аналогичная ситуация с созданием веб-сайтов: новички часто пытаются убить двух зайцев и совмещают этап разработки дизайна с этапом верстки. Легко догадаться, что в большинстве случаев работа лишь затягивается.

Разумеется, это ошибка скорее процедурная, нежели правовая. Но отметить ее важно, так как она может привести к последствиям и правового характера – затягиваю сроков исполнения проекта.


Затягивание подписания акта.

Очередная ошибка дизайнера, которая регулярно допускается в рамках работы над проектами – затягивание подписания акта приема-передачи результатов работы или хотя бы совершения действий, направленных на его подписание.

По прошествии времени, в случае конфликта дизайнер обязательно должен быть способен доказать тот факт, что работа им выполнялась надлежащим образом, и результат работы был направлен клиенту вовремя. Особенно это важно в тех случаях, когда клиент "пропадает" на поздних стадиях работы.

Почему это важно? Дело в том, что заявлять какие-либо требования и понуждать клиента к оплате – допустимо лишь в той ситуации, когда с вашей стороны все обязательства по договору выполнены в полном объеме или хотя бы до того времени, как случился конфликт. Один из важных признаков исполнения обязательств надлежащим образом – это их исполнение в надлежащий срок. Следовательно, дизайнер должен быть способен доказать, что сроки исполнения проекта им не пропущены, и работа подлежит оплате.

Как доказать, что работа велась, и проект был готов вовремя? До истечения выделенного на работу периода следует направить клиенту результаты работ, акт приема-передачи и сопроводительную записку, поясняющую что к чему. Разумеется, у случае конфликта предпочтительно отправлять не полный комплект результатов работ, а лишь ту часть, которая позволяет полностью оценить проделанную работу и принять решение о ее приеме. Направлять данный комплект клиенту следует таким образом, чтобы можно было доказать этот факт. Письмо с описью вложения и уведомлением – вполне подойдет.

Итак, озвучиваю очень важное правило для любого дизайнера или студии: до истечения срока, выделенного на разработку проекта, необходимо направить клиенту окончательные (или хотя бы промежуточные) результаты работы.

Это не даст клиенту возможности ссылаться на то, что вы якобы не исполнили обязательства надлежащим образом в плане сроков в случае конфликта.

Понятно, что если конфликта как такового нет – то вы просто-напросто подпишете акт приема-передачи результатов работы, и после этого вопросы выполнения работы в срок отойдут на второй план. Но все же не следует пренебрегать этим правилом, т.к. клиенты часто ссылаются на мнимое затягивание сроков работы исполнителем, когда у последнего нет возможности опровергнуть подобное.
Вывод
Нарушение формата работы, предусмотренного в подписанных документах - чревато конфликтами убытками. Поэтому важно: а) чтобы в договоре был ваш формат работы; б) чтобы вы его соблюдали.