Правильный алгоритм составления договора

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Переходим к вопросам составления правильного договора на разработку дизайна чего-либо, и прежде всего необходимо затронуть вопрос о том, каков правильный порядок составления договора.

Что делает дизайнер, если ему срочно нужен договор с клиентом? Уже – почти полночь, а завтра – надо подписывать договор! Паника!

Обычно такой дизайнер выходит в интернет, забивает в поисковике "образец договора на дизайн интерьера", скачивает первый попавшийся вариант, забивает в нем цену, сроки и реквизиты сторон в шапке и довольный идет спать.

Казалось бы, вот он – договор, все в порядке. Но важно знать, что такой договор закрепляет лишь самые общие правила и порядок работы. В 99% случаев в нем отсутствует масса специальных условий, отражающих специфику работы конкретного дизайнера или конкретного проекта. Более того – он не содержит даже универсальных условий, отражающих специфику работы дизайнера в целом. Таким образом, этот договор едва ли сможет полноценно защитить дизайнера в случае большинства вариантов конфликтов с клиентами.

Почему так происходит? Почему в сети выложены лишь "неполноценные" варианты договоров?
Дело в том, что договор на разработку дизайн-проекта чего-либо – это разновидность договора подряда. Подряд – это отношения, в рамках которых одна сторона берет на себя обязательство изготовить конкретный объект и передать его другой стороне, а та, в свою очередь, обязуется принять объект и оплатить его.

Самая распространенная категория отношений подряда – строительный и бытовой подряд. В обоих этих случаях, объект подряда – вещественен. Это может быть: здание или иные постройки, ремонт, отделка, мебель и т.д. То есть результаты подрядных работ наиболее популярной категории – это нечто материальное, вещественное.

Соответственно и наиболее "популярный" проект договора направлен на регулирование подрядных отношений по поводу производства чего-то материального.

А вот работа дизайнера – интеллектуальная, творческая. Результат этой работы – нематериален. Дизайн-проект не отождествляется с бумагой, на которую он нанесен или с любым иным физическим носителем, в котором он хранится. Дизайн-проект – это результат интеллектуальной деятельности дизайнера. А в правовом регулировании интеллектуальной деятельности – есть масса специфики.

Понятно, что вся эта специфика не отражена в "стандартном" проекте договора подряда, созданного, напомню, с целью регулирования отношений по поводу создания и передачи материальных благ.

Именно поэтому абсолютное большинство опубликованных в интернете проектов договоров – на самом деле мало подходят для работы дизайнера и не спасут его в рамках специфичных конфликтов с клиентами.

Впрочем, это не единственная причина, почему у каждого должен быть свой проект договора. Дело в том, что договор – это не только документ, который закрепляет общий объем прав и обязанностей сторон, но также документ, который закрепляет общий порядок работы над проектом: от и до. Понятно, что у каждого дизайнера свой порядок работы, который содержит какую-то частную специфику. И очень важно, чтобы в вашем договоре был закреплен конкретно ваш порядок работы, а не какой-либо другой. Почему это важно? Потому что работать вы все равно будете по своим правилам, а если в договоре прописаны другие – то это дает дополнительные козыри в руки вашему клиенту в случае конфликта.

Значит, договор на дизайн-проект – это документ, который:
  • закрепляет совокупность прав и обязанностей каждой стороны,
  • закрепляет порядок работы над проектом: с момента подписания договора – вплоть до окончательной сдачи проекта и его оплаты.

Делаем важный вывод из всего вышесказанного: СНАЧАЛА необходимо разработать и продумать универсальный порядок разработки вами проектов, а лишь ЗАТЕМ приступать к написанию текста договора, который вам подойдет.

Только так, и никак иначе. Говоря по-другому: сначала мы продумываем что писать, а потом пишем.

Понятно, что дизайнер не способен написать полноценный договор, точно так же как и юрист не способен создать полноценный дизайн-проект. Поэтому данное правило я привожу здесь скорее для того, чтобы вы могли проконтролировать процедуру создания для вас универсального проекта договора, а не для того чтобы вы стали его себе писать.

На рынке предоставления юридических услуг создание договора стоит в среднем 1000-3000 р. Совершенно очевидно, что в данном случае речь идет об услуге, которая мало чем отличается от варианта с самостоятельным паническим скачиванием первого попавшегося проекта договора с интернета в полночь за день до подписания. За эти деньги юрист лишь предоставит вам более "причесанный" вариант с заполнением ваших реквизитов в соответствующих полях.
Большего за эти деньги не ждите. И если это кажется вам несправедливым, – подумайте, какой проект готовы выполнить за соответствующую оплату вы?

Услуга по грамотному и правильному составлению универсального проекта договора, который полностью подойдет именно вам – стоит дороже и оказывается иначе:
  • сначала юрист должен задать вам все необходимые вопросы,
  • затем сформировать универсальный алгоритм вашей работы,
  • затем – согласовать его с вами и убедиться, что он соответствует истине,
  • и лишь затем – написать договор, который содержит: во-первых обязательный объем прав и обязанностей сторон, характерный для данной категории правоотношений, во-вторых объем дополнительных прав и обязанностей, которые в полной мере отражают интересы стороны, обратившейся за разработкой этого проекта, и в-третьих – непосредственно полученный универсальный алгоритм работы.

Плюс к этому, довольно важно чтобы юрист хорошо разбирался в регулировании отношений, возникающих в сфере оборота интеллектуальной собственности.

Отмечу, что в рамках работы юридической службы "12 Правил" мы в том числе оказываем именно такую услугу. При этом она может быть оказана удаленно по всей территории России.

Подробнее об этом вы можете прочитать здесь.

Как видите, составление хорошего, правильного проекта договора – сложная задача. И очень важно уделить этому вопросу должное внимание. Однажды озаботившись вопросом создания подходящего вам проекта договора, вы в дальнейшем можете годами работать, используя его в конфликтах, а также предотвращая при помощи него множество конфликтов с клиентами.
Вывод
Сначала - следует выявить индивидуальный алгоритм работы студии, затем - зафиксировать его в грамотно составленных документах.
При использовании "шаблонных" документов - студия рискует формально оказаться неправой буквально с первых дней сделки.