Порядок работы над проектом

Узнайте, как дизайнеру не попадать в кабалу к заказчикам!
Прослушайте бесплатный мини-курс: "Договорная безопасность дизайнера"
Укажите ваш адрес электронной почты.
Мы направим вам реквизиты доступа к мини-курсу.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
При составлении договора важно сначала определиться с общим универсальным порядком работы, которого вы в дальнейшем будете придерживаться.

Обозначим основные вехи такого универсального порядка.


Этап 1. Предварительный сбор данных.

Начинается все, как правило, с простого диалога с будущим клиентом. Клиент знакомиться дизайнером, его портфолио, примерно описывает задачу. Дизайнер на данном этапе должен как можно больше информации получить по поводу требуемого проекта. Это необходимо для того, чтобы как можно точнее назвать общую стоимость работы.

Что касается оценки стоимости проекта – всякий дизайнер рад бы называть ее лишь после окончания работ, ведь не всегда возможно надлежащим образом оценить будущую работу навскидку. Но поставьте себя на место заказчика: никто не захочет брать на себя обязательства, не зная их размеров. Любой клиент желает знать стоимость работы еще до ее начала, и это совершенно нормально. В противном случае – большинство потенциальных клиентов просто не станут работать с таким дизайнером. Для клиента важна определенность. Особенно, если он впервые работает с этим дизайнером.

После первого диалога и принятия сторонами решения о сотрудничестве, дизайнер должен предоставить клиенту бланк технического задания для заполнения. Соответственно, всякий дизайнер должен располагать такими бланками. Причем на каждый вид работ должны быть свои виды бланков. Где их взять? Идеальный бланк ТЗ – это тот, который был разработан самим дизайнером при участии юриста, хорошо разбирающегося в данной категории правоотношений. Большинство дизайнеров недооценивают правовое значение технического задания, а между тем оно весьма существенно. Впрочем, о техническом задании мы будем говорить отдельно.

В рамках данного этапа происходит лишь заполнение технического задания, а не его подписание. Техническое задание заполняется для того, чтобы клиент мог как можно более точно и полно поставить задачу перед дизайнером, на языке ему понятном и по его собственной форме. Это, опять же, требуется для того чтобы дизайнер мог как можно более точно оценить будущую работу над проектом.

Если для полной постановки задачи требуется выезд дизайнера на территорию клиента – это также выполняется в рамках данного этапа.

Необходимый результат данного этапа: получение сведений о проекте, его оценка и согласование стоимости.


Этап 2. Подписание договора.

Собрав все необходимые данные и получив окончательный текст технического задания, дизайнер называет стоимость своих услуг по созданию требуемого проекта. Если клиент с ней согласен, то задача дизайнера – составить договор с этим клиентом.

Здесь я особенно подчеркну, что составлять договор должен именно дизайнер. Почему? Потому что практика такова, что автор текста договора всегда находится в чуть более выигрышном положении, чем его контрагент. Разумеется, если речь идет действительно об авторе, а не о лице, скачавшем первый попавшийся бланк с интернета.

"Перетягивание одеяла в свою сторону" автором договора – это повсеместная практика. Например, если вы внимательно прочитаете текст кредитного договора с любым банком, то увидите множество множество дополнительных прав банка и обязательств заемщика. Если вы внимательно прочитаете договор на ремонт автомобиля с автосервисом, то удивитесь тому, как мало ответственности лежит на автосервисе и как много дополнительных обязательств у их клиентов. Список можно продолжать долго, и вы наверняка не раз в этом убеждались сами.

В целом, таковая практика весьма оправдана. Задача любого профессионального субъекта рынка услуг – извлечение прибыли. А для этого, помимо всего прочего, субъекту нужна положительная репутация. Поэтому профессиональный субъект, НЕ заинтересован в срыве сроков, создании некачественного товара, оказании некачественных услуг и нарушении других обязательств, взятых на себя по договорам с клиентами.

А вот клиент может попасться какой угодно. Клиент – это человек с улицы, который, возможно пользуется услугами или товарами поставщика раз в год, а то и реже. Клиент может скандалить безо всяких на то оснований, отказать в оплате, забросать придирками так далее. Понятие " репутация клиента" сформировано лишь в очень узких категориях отношений (например – кредитная история заемщика). Во всех остальных случаях – клиент безлик. И может позволить себе многое.

Поэтому усиление правовой позиции дизайнера в договоре с клиентом – это справедливый и оправданный шаг.

Вернемся к нашей теме. Дизайнер – автор проекта договора, указывает в нем окончательную стоимость проекта, объем работ, сроки исполнения работы и прочие важные условия, прикладывает к договору техническое задание и предоставляет эти документы на подпись клиенту.

Важно: перед тем как клиент подпишет все документы, необходимо тщательно ознакомить его с порядком будущей работы. То что вы подробно отразили порядок в договоре – это безусловно хорошо. Но практика такова, что многие подписывают договор, не читая. Или хотя бы – не вчитываясь. Поэтому взяв на себя обязательства по договору, клиент может даже о них не догадываться. Ваша задача на данном этапе – максимально подробно донести до клиента общий порядок работы. Чтобы он был с ним ознакомлен и придерживался под страхом гражданской ответственности.

Если вы полагаете, что я загнул и говорю о слишком большом количестве подготовительных действий, то я отвечу так: "бывалый" дизайнер или менеджер студии – все вышеперечисленное выполняет за один вечер, при этом сильно сокращая вероятность конфликтов с клиентом в дальнейшем.

Необходимый результат данного этапа: подписание договора и технического задания с клиентом, описание клиенту порядка работы, которого вам обоим следует придерживаться.


Этап 3. Начало работы.

Тот кто полагает, что после выполнения всего вышесказанного следует сразу приступать к работе – совершенно не прав.

Да, казалось бы, задача поставлена, договор подписан, ТЗ есть, что еще?

Опытный дизайнер всегда включит в свой договор пункт о двух важных условиях для начала работы:
  • внесение клиентом предоплаты,
  • предоставление клиентом всех требуемых документов (опционально).

Запомните: без получения предоплаты не стоит начинать работу! Нарушением этого правила часто грешат начинающие дизайнеры. Более опытные же, которые уже не раз обожглись на подобном формате работы, – этого правила придерживаются жестко.

Действительно, практика такова, что для многих клиентов подписание договора – не до конца ответственный шаг, который бы их психологически к чему-то обязывал. А вот внося предоплату, клиент "рублем" подтверждает намерение работать с вами, получить свой проект и оплатить его в полном объеме. Поэтому предоплата – это важное условие для начала работы.

Также, если работа над проектом невозможна без предоставления клиентом определенных дополнительных документов, то дизайнер вправе не начинать работу до их получения. В противном случае – общий срок исполнения работы начнет истекать, а возможности приступить к работе – не будет. В таких условиях крайне легко сорвать контрольные сроки сдачи проекта, поэтому если вы нуждаетесь в дополнительных документах – не начинайте работу вплоть до их получения и отразите это в своем договоре.

Приступив к работе, первая задача дизайнера – создать требуемое количество эскизов будущего проекта. Количество создаваемых эскизов также отражается в договоре. Например, если речь идет о проекте дизайна интерьера или веб-сайта, можно ограничиться двумя-тремя вариантами эскизов.

Необходимый результат данного этапа: получение предоплаты, всех необходимых документов, если таковые имеются, и создание первых эскизных наработок.


Этап 4. Предварительное согласование.

Как только предварительные эскизы готовы, но не позднее срока, отпущенного в договоре на их разработку, дизайнер должен предоставить эскизы клиенту.

Клиент, в соответствии с договором, обязан в течение определенного срока ознакомиться с результатами предварительных наработок и либо утвердить один из вариантов, либо предоставить мотивированный отказ от приемки любого варианта. В случае отказа, ключевое слово – "мотивированный".

Указав на понравившийся вариант, клиент автоматически соглашается с представленной дизайнером концепцией и впредь обязуется работать в рамках нее. Это означает, что если сейчас заказчик выбрал вариант эскиза №2 и отправил дизайнера его прорабатывать, то спустя время он не может вернуться к выбору эскиза и остановиться на варианте №1. Важно, чтобы клиент понимал ответственность выбора. Дизайнер, в свою очередь, должен ему в этом подыграть. Например, если клиент попросит еще немного проработать два из четырех предложенных вариантов, чтобы окончательно остановиться на каком-то одном, то лучше пойти ему навстречу, так как эта небольшая заминка сейчас сможет сэкономить массу времени в дальнейшем.

Необходимый результат данного этапа: выбор и утверждение клиентом одного предварительного эскиза (идеи, концепции) с целью дальнейшей проработки.


Этап 5. Проработка идеи.

Этот этап, пожалуй, самый долгий и сложный в большинстве случаев. Именно здесь происходит основной объем работы над проектом.

Если речь идет о создании проекта интерьера, то в рамках данного этапа происходит полная проработка идеи, полностью разрабатывается внешний вид интерьера будущего помещения.

Если речь идет о разработке архитектурного проекта, то в рамках данного этапа происходит полная разработка внешнего вида и структуры здания. Впрочем, в строительной сфере есть свои правовые нюансы, но в целом – подобная работа также укладывается в данную схему.

В обоих случаях результат работ обычно представляется клиенту в виде реалистичной (насколько позволяют навыки дизайнера) 3D-визуализации. Это наиболее удобный формат презентации подобных проектов. Особо умелые могут также предоставить видео-презентацию в 3D.

Если речь идет о создании веб-сайта, то на данном этапе полностью разрабатывается макет.

Если речь идет о создании интерфейса, то на данном этапе полностью реализуются интерактивные решения.

И так далее. То есть на данном этапе происходит основной объем работы над проектом.
Необходимый результат данного этапа: создание требуемого проекта в таком формате, в котором клиенту будет удобно с ним ознакомиться и оценить все его плюсы и минусы.


Этап 6. Внесение поправок.

Вот он – самый "опасный" и подчас самый затягивающийся этап. Когда дизайнер окончательно формирует свою идею в рамках предыдущего этапа и представляет ее клиенту в "удобоваримой" форме на согласование, клиент вправе вносить поправки и дополнения в проект, в соответствии со своими взглядами и представлением прекрасного.

Еще раз подчеркну: очень важно, чтобы порядок внесения поправок был подробно регламентирован и прописан в вашем договоре. Иначе – данный этап может оказаться настолько продолжительным, что соотношение затраченных на проект сил и времени к полученному гонорару – резко перестанет вас радовать. Тем более, что на данном этапе гонорар еще не получен.

Важно ограничить клиента в возможности внесения поправок. В таком случае – все предлагаемые им поправки будут гораздо более взвешены и обдуманы. Зная, что количество возможных поправок ограничено, клиент будет более внимательно к ним относиться.
Прописывая в договоре порядок внесения поправок, надо разделить такие понятия как "существенные" и "несущественные поправки". Разделить их довольно легко:
  • существенные – это такие поправки, которые приводят к изменению существующего технического задания. То есть – они приводят к изменению самых основ, на которых строится вся работа. Если поправка противоречит содержанию начального технического задания, то это – существенная поправка.
  • несущественные – это поправки, которые не меняют исходного технического задания. Чуть иначе расставить мебель в интерьере, по-другому расположить окна в здании, слегка поменять местами элементы интерфейса веб-сайта – все это яркие примеры несущественных поправок.

Весьма логично, что внесение определенного количества несущественных поправок – должно быть предусмотрено в объеме работ и на оплату не влияет. Но внесение хотя бы одной существенной – как правило приводит к большим переработкам, а это – незапланированные заранее объемы дополнительной работы, которые также подлежат и дополнительной оплате.

Ваша задача в рамках данного этапа – внести все необходимые поправки, при этом не допустив "лавины" лишних и неоправданных. Тем самым вы сумеете поймать баланс между требованиями клиента и своим результатом, при этом не затратив чересчур много времени.
Еще один важный момент: если вы работаете над крупным проектом, объем работы над которым значителен весьма и весьма, то будет крайне оправдано составить по результатам данного этапа промежуточный акт приема-передачи оформленной концепции. Этот акт нужен вам по нескольким причинам:
  • он поможет поставить жирную точку на этапе бесплатных доработок,
  • он прямо подтверждает тот факт, что на протяжении предыдущих этапов вы действительно работали.

Соответственно, если вы планируете актировать передачу окончательной концепции заранее, то составление акта необходимо отразить в договоре. Вы также можете привязать к составлению этого акта условие о промежуточной оплате. Это весьма оправдано и логично в случае работы над долгими проектами. Интерьерщики не всегда пользуются подобным актом, а вот архитекторы его используют часто. И совершенно в этом правы.

Необходимый результат данного этапа: окончательная доработка проекта с учетом пожеланий заказчика. В необходимых случаях – актирование завершения данного этапа.
Этап 7. Создание рабочей документации.

Для большинства дизайнеров – самый нудный. Впрочем, сами дизайнеры этим занимаются редко. В большинстве студий создание рабочей документации берет на себя отдельный специалист.

О чем именно идет речь? О создании чертежей, схем, смет, разверток, планов и прочих элементов рабочей документации.

Красивая картинка интерьера – никому не нужна, важна возможность ее реализации.

Красивая картинка коттеджа – никому не нужна, важна возможность его точной постройки.

Красивая картинка веб-сайта – никому не нужна, важен сам сайт, полноценно функционирующий и отвечающий на запросы пользователей.

И так далее. То есть – дизайнер (или его команда) должен не только разработать красивый и эстетичный проект, но еще и обеспечить возможность его реализации. Или даже реализовать (в случае, например, с веб-сайтами).

Важно помнить, что в договоре на разработку проекта обязательно должен быть описан состав документов разрабатываемых документов, которые будут входить в состав проекта. Это важно как для заказчика, чтобы он понимал что именно получит на выходе, так и для дизайнера, чтобы с него в дальнейшем не затребовали сверх оговоренного.

Предусмотреть состав пакета рабочей документации можно как в самом договоре, так и в техническом задании, которое, напомню, является неотъемлемой частью договора.
В случае работы над веб-сайтом, этап создания технической документации может быть заменен непосредственно на верстку макета. Как известно, работа над сайтом состоит из трех основных составляющих:
  • разработка макета,
  • верстка страниц,
  • программирование (опционально).

Здесь – только разработка макета является творческой деятельностью. Все остальное – работа сугубо техническая. Впрочем, среди веб-дизайнеров бытует мнение, что хороший верстальщик тоже должен быть хоть немного дизайнером.

Необходимый результат данного этапа: формирование полного пакета рабочей документации, необходимой для воплощения проекта в жизнь, либо рабочий прототип сайта или программы.


Этап 8. Сдача проекта и получение оплаты.

Это – завершающий этап работы над любым проектом. В рамках него вы должны собрать полный комплект документов, которые формируют проект, и передать вашему клиенту. Ваш клиент, соответственно, должен принять проект и полностью оплатить его на условиях, закрепленных в договоре.

В подтверждение факта приема-передачи результатов работы составляется акт, который также является неотъемлемой частью договора. Будучи правильно составленным и подписанным обеими сторонами, этот акт является практически безусловным основанием для полной оплаты проекта.

Поэтому подписание акта – одна из первоочередных задач дизайнера на пути к оплате выполненной работы.

Дизайнер должен предусмотреть всякие варианты развития события и отразить их в договоре. Например, если клиент необоснованно отказывается от подписания акта, дизайнер вправе подписать акт в одностороннем порядке и взыскивать на основании него полную оплату проекта. Однако на практике подобные действия имеет смысл совершать под присмотром или непосредственном курированием юриста, т.к. односторонний акт – штука "капризная".

Необходимый результат данного этапа: надлежащее подписание акта приема-передачи и получение полной оплаты проекта на условиях, закрепленных в договоре.
Итак, мы обозначили наиболее универсальный план действий по работе дизайнера над конкретным проектом.

Приведен наиболее универсальный, "усредненный" вариант. Специалисты по дизайну в определенных областях могут привносить в этот план что-то свое и конечно же – будут правы.
Примечательно, что большинство дизайнеров не способны описать этот план даже после продолжительной практики. Бардак и каша в голове – основа такого же бардака и каши в делах. Поэтому каждый дизайнер обязательно должен визуализировать для себя свой план действий и отразить его в договоре наиболее полно и подробно.

В лучшем случае, дизайнер может коротко, в двух-трех предложениях описать примерное подобие плана работы.
Вывод
Важно четко представлять себе последовательность работы над проектом. Это - залог и основа правового порядка в студии дизайна.